–ебенку просто грустно? »ли он впал в т€желую депрессию?  ак определить его истинное состо€ние? –азбираемс€ вместе с экспертом ћариной ’андюковой
–ебенку просто грустно? »ли он впал в т€желую депрессию?  ак определить его истинное состо€ние? –азбираемс€ вместе с экспертом ћариной ’андюковой

 ак воврем€ определить у ребенка депрессию и склонность к суициду? Ќаши коллеги с Ќ√— поговорили об этом с педагогом-психологом ћариной ’андюковой.

ѕотер€ интереса к привычным зан€ти€м

–ебенок чем-то увлекалс€, что-то делал, а потом внезапно перестал. “еперь большую часть времени проводит в одиночестве, часто не выходит из комнаты и не идет на контакт. Ќесмотр€ на то что смена интересов — характерный признак подросткового возраста, так как начинаетс€ перестройка личности, все равно важно обратить внимание на то, что это резка€ смена его состо€ни€. ¬ы€снить это можно в том числе в разговоре с педагогом или тренером. »ногда ребЄнок обманывает, говор€, что идЄт на зан€ти€, а сам прогуливает.

–езка€ смена типа поведени€

 огда периоды отча€ни€, пассивности, безразличи€ смен€ютс€ бурной де€тельностью. Ёто может быть признаком психической неустойчивости. ¬ период упадка это может привести к негативным последстви€м.

ѕерестаЄт контактировать с друзь€ми

” ребЄнка не было недостатка друзей и общени€, но в один момент он резко сокращает врем€ общени€ с ними. ¬р€д ли он это прокомментирует, скорее всего, ответит односложно или вообще оставит вопрос без внимани€. 

–езка€ перемена в поведении по отношению к родител€м

ѕричем как в ту, так и в другую сторону. Ќапример, ребЄнок общалс€ агрессивно, раздражЄнно, огрызалс€ с родител€ми. ј потом резко начинает общатьс€ спокойно и даже приветливо. Ёто тоже может быть звоночком, что что-то не так.

Ѕезразличие к общественным и социальным нормам

Ќапример, ребЄнок говорит: «ћне всЄ равно, € могу теперь делать всЄ что захочу, всЄ равно умру, мне плевать». “о есть дл€ него станов€тс€ абсолютно неважными вс€кие нормы. “ревожный признак, когда это резкие, неожиданные перемены в поведении школьника.

–анние пробуждени€

–ебенок может проснутьс€ в 4–5 утра, даже если накануне поздно лЄг.  ак правило, в это врем€ подростки выход€т в социальные сети, поэтому момент можно до какой-то степени отследить.

» что со всем этим делать?

ѕо словам ћарины ’андюковой, самый у€звимый возраст дл€ подростков — 13–15 лет. Ќа этот период приходитс€ гормональный пик, когда подросткам интересны различные переживани€, в том числе их привлекает тема смерти.

— » это не нужно оставл€ть без внимани€. ≈сли есть доверительные отношени€, стоит поговорить об этом. Ќапример, рассказать про то, как вы сами переживали эти моменты, — предлагает психолог.

“акже, отмечает эксперт, тревожность у многих подростков по€вл€етс€, когда родители очень требовательны к успеваемости в школе. ¬ этом случае ребЄнок сильно боитс€ родительской реакции на плохие оценки. —амый тревожный признак не тогда, когда он показывает свои негативные эмоции при получении двоек, а когда начинает скрывать от родителей неудовлетворительные оценки.

 ак отличить отча€ние от манипул€ции? » как на это реагировать?

¬ некоторых случа€х, приводит пример ћарина ’андюкова, поведение ребЄнка объ€сн€етс€ не столько депрессией и склонностью к суициду, сколько манипул€цией.

— ƒаже если родитель застал ребЄнка с бритвой в ванной, это не говорит о том, что может произойти что-то страшное, — объ€сн€ет психолог. — Ёто может быть самоповреждающее поведение, призванное либо привлечь внимание, либо справитьс€ со своим состо€нием.  ак правило, подростки, которые решают уйти из жизни, не говор€т об этом, не демонстрируют.

“ем не менее, подчеркивает она, такое поведение тоже нельз€ игнорировать, но при этом не стоит показывать свой страх и ругать ребЄнка.

— Ёто призыв внимани€ родителей, — считает психолог. — ¬ажно сохран€ть спокойствие, насколько это возможно. ≈сть техника — отзеркаливание.  огда ребенок в эмоциональном состо€нии говорит: «¬ы мен€ не любите, € пойду и прыгну». “ут можно сказать: «“ебе кажетс€, мы теб€ не любим, и ты хотел бы так поступить». Ёто создает атмосферу прин€ти€, когда родители не дав€т и не контролируют. “огда у ребенка снижаетс€ тревожность и снижаетс€ эмоциональный накал. ”же после сн€ти€ острого состо€ни€ можно начать разбиратьс€.

 ак правильно говорить с подростком?

ѕо словам психолога, отдельно вз€тый признак может не говорить о том, что ребЄнок в депрессии, но в любом случае это повод дл€ родителей присмотретьс€ к его поведению и, возможно, изменить тактику.

— „то бы ни происходило, родитель не должен заводитьс€ в ответ и поддаватьс€ на провокацию. Ѕывает так, что ребЄнок грубит, родитель начинает говорить: « ак ты со мной разговариваешь?». √овор€т: «“ы мне так, значит, и € тебе так», — приводит пример диалогов ћарина ’андюкова. — Ќо родитель всЄ равно в позиции сверху. Ќужно принимать любые эмоции ребЄнка — злость, агрессию: «я вижу, что ты сейчас расстроен. ≈сли ты не хочешь со мной общатьс€, можешь побыть в одиночестве». ћожно говорить о своих чувствах, говорить что-то позитивное: «я уверен, что ты справишьс€, € готов оказать поддержку». “о есть видеть какую-то благопри€тную перспективу в будущем.

ќ том, что толкает мальчиков и девочек на страшный поступок, можно ли предотвратить трагедию и насколько интернет виновен в росте числа самоубийств — на эти вопросы ответила детский психиатр “ать€на —мирнова.