Бизнес Кризис-2024 эксперимент «Подойдите к воротам, я забираю 102 коробки». Журналист целый день развозила заказы Wildberries и узнала всю изнанку этого бизнеса

«Подойдите к воротам, я забираю 102 коробки». Журналист целый день развозила заказы Wildberries и узнала всю изнанку этого бизнеса

Как выглядит закулисье огромной индустрии с триллионными оборотами, где заняты тысячи россиян

Можно ли заработать полмиллиона курьером, журналист проверила на себе

За месяц курьер на «Газели» на развозке коробок Wildberries может заработать полмиллиона рублей. Даже если возьмет машину в аренду и наймет себе в помощь двух грузчиков. Можно работать и на своей легковой машине, но заработать получится совсем мало.

На один день журналист «Фонтанки» окунулся в мир Wildberries. Заработать больших денег, правда, не вышло, зато нам приоткрылось закулисье огромной индустрии с триллионными оборотами, в котором крутятся как могут миллионы россиян.

Легче, чем в каршеринге

Помимо собственного автопарка Wildberries, который занимается развозом товаров от склада до пунктов выдачи и обратно, в распоряжении компании есть целый пул предпринимателей и простых граждан, кто развозит товары со склада до пункта выдачи и обратно, как грузовой «Убер». Коммерческие конторы или предприниматели выступают тут в роли экспедитора, а «физики» — в качестве перевозчика. От курьера требуется только желание подзаработать, колеса, водительские права и свободное время. Много-много времени.

Раздача и прием заказов происходит в специальном приложении на телефоне. Зарегистрироваться в нем даже проще, чем в каршеринге: в специальные графы вносишь данные водительских прав, паспорта, делаешь селфи с фотографией из него, быстрая проверка и — оуо! — теперь ты в «Ягодках».

Правда, курьер ты пока еще не полноценный. Например, отвезти товар, который исчисляется в коробках, по маршруту Склад — ПВЗ ты можешь, а ПВЗ — склад — ПВЗ нельзя до тех пор, пока твою личность не подтвердит сотрудник склада.

Функционал, на первый взгляд, достаточно простой, каждый шаг расписан в мануале, который прикреплен в личном кабинете. Маршрут можешь строить самостоятельно: выбираешь склад, с которого повезешь коробки, затем тыкаешь на карте в понравившийся тебе ПВЗ и смотришь, сколько коробок там ждут. Их может быть много, например 9, но можно взять и меньше — количество уменьшается ползунком. В задании сразу видна стоимость заказа: 9 штук — за 728 рублей с копейками, — то есть каждая коробка обходится в 80 рублей с чем-то. Здесь же указаны ворота склада, откуда всё забрать. Если со всем согласен, кидаешь заказ в корзину. Можно взять задание из уже составленного маршрута, тогда ломать голову над тем, на какой ПВЗ везти, не придется: за тебя всё уже решили.

Изучать мануал полезно. Например, после прочтения становится понятно, что, сидя дома в халате, никакие кнопки в приложении лучше не нажимать: с того момента, как взял заказ в работу, у тебя есть только 20 минут на то, чтобы домчать до склада, получить коробки у кладовщика и каждую отсканировать. Не успеешь — наказание.

«Когда склад в Шушарах сгорел, по два часа пропусков ждали»

Поэтому заказ на несколько коробок я принимаю в 11:30, когда подъезжаю к КПМ. Вообще на карте в приложении отображается 4 склада Wildberries. Причем тот, что сгорел в Шушарах, тоже никуда не делся, на нем каким-то чудом днем 8 февраля якобы доступны 2232 коробки. Глюк, наверное.

Как нам рассказали селлеры, после пожара в Шушарах этот пункт принимал заказы от продавцов. Но в логистической цепочке где-то перемкнуло, и сданные товары застряли на ПВЗ на несколько дней, а в системе Wildberries они отображались как неотгруженные. Через неделю заказы отменились как несданные, а продавцам прилетел штраф в размере 50% стоимости товара. Но есть еще логика хаоса, которая спутает все карты, и на Новоизмайловский я так и не попаду. Но этого я еще не знаю.

— Куда едем?! Сначала пропуск оформляем! — мои размышления прерывает окрик хранителя ворот. Покорно иду в будку КПМ.

И уже на пороге понимаю, что проторчу тут до ослиной пасхи: маленькая комната под завязку набита мужчинами, которые ждут того же, что и я — проходки на склад Wildberries. В очереди я десятая, есть время поболтать.

— Скажите, у вас всегда тут такая давка? — интересуюсь у мужчины в черной шапочке, который стоит передо мной.

— Вы что, это еще ерунда! Вот когда склад в Шушарах сгорел, тут по два часа пропусков ждали. Их всего 39: одна машина выезжает — другая заезжает, — с готовностью делится он.

Мой черед просовывать в окошко права наступает через 20 минут. И первое же задание позорно провалено.

— Вас нет в заявке. Вы вообще заказ оформляли? Открывайте приложение в браузере, чтобы вам заказали разовый пропуск, пишите ФИО, номер заказа, номер машины. Куда писать? Вон, очередь большая — у них и спросите! Следующий! — и меня в два счета оттирают от окошка в сторону.

Просить помощи у очереди оказалось пустой затеей: один за другим бородатые ребята идут в отказную и качают головами.

— Давайте я вам покажу, — сжаливается девушка, которая зашла в комнату после меня, но пропуск уже получила.

Оказалось, что QR-код с нужным каналом в соцсети, который так и называется «Пропуск УТЗ», висит на стенде напротив окна со строгим дядей. В канале много чего интересного. Например, 7 февраля поставщикам в закрепе повесили объявление, что, в связи с большой загруженностью склада, поставки по системе FBS (маркетплейс) принимают не более 2 палет, остальные принимают только в другом СЦ.

Тем временем в комнате уже не протолкнуться. Некоторые, отчаявшись, переползают в другое окошко, где выписывают пропуска пешим. Опять занимаю очередь, клянчу в чате пропуск и к окошку подхожу уже во всеоружии.

— И снова здравствуйте!

Строгий начальник пропусков улыбается, вручает мне заламинированный лист формата А4 с номером 32 и надписью «Разовый пропуск Вайлдберриз» и рапортует, что пропуск у меня не разовый, а на 100 проходок на целый месяц. Вся канитель заняла почти час.

Хождение по мукам, или Как закалить курьера

Уже на территории склада выясняется, что с моим приложением что-то не то: номер машины подтвердить не могу, выбрать новую заявку тоже, и вообще пишет красным, что «работа временно приостановлена на 23 часа 16 минут». Умом-то я понимаю, что это наказание за проваленное задание: отмеренные мне 20 минут на получение коробок истекли, пока я разбиралась с пропуском, и система меня наказала — заблокировала на сутки. Но остановиться уже не могу.

1 из 2

Уворачиваясь от встречного потока фур и «Газелей», еду к воротам № 11 четвертого корпуса. Фактически наобум, но надо же с чего-то начинать, а эти хотя бы были указаны в проваленном задании. Два корпуса склада, № 5 и № 4, похожи на гигантских свиноматок, к которым присосались шеренги фур-«поросят», а сами ворота напоминают «рукав», по какому пассажиры входят в самолет прямо из аэропорта, но короткий. Прямо к гейту № 11 задом причалила «Газель», настолько плотно, что со склада на волю водитель вылезает, протискиваясь боком.

— Я курьер, первый раз, мне бы коробку получить, на ПВЗ отвезти. Но у меня с приложением что-то стряслось, подскажите, как мне быть? — как только «Газель» отчаливает, для первого встречного сотрудника склада в ярком жилете я завожу песню страдальца.

— А вам не в эти ворота — для легковушек другие, начиная с № 16, — машет он рукой вдоль правого бока «свиноматки» № 4.

У ворот № 16 паровозиком жмутся три «Газели», столько же у следующих, у тех, что за ними, четыре. Втыкаю машину как попало между вереницами грузовичков и со словами «Мне только спросить» прорываюсь к гейту № 17, где скопилось трое граждан в ярких жилетах, похожие на кладовщиков. Повторяю свой рассказ, но результат нулевой — меня отправляют обратно к воротам № 11. Хочется ныть и послать всё к черту, но я упрямо возвращаюсь к точке старта, поскольку победить систему тоже хочется.

На старте меня снова посылают — туда, откуда пришла. Но в броне уже нащупывается надлом. Видимо, от кладовщика не укрылась колотившая меня холодная дрожь, посиневшие губы и наледь под носом, и человечность взяла верх — он зовет того, кто что-то понимает в курьерах.

— Так, идите обратно. Я вас добавлю в чат, называется «Курьеры». Как придете к воротам, напишите, что вы курьер, вы — на месте, к вам подойдут. А вы на чем — на этом?! — главный по курьерам тычет пальцем в мой крошечный хетчбэк и без стеснения хохочет. — Второй раз в жизни вижу, чтобы на легковушке приезжали.

У нужного гейта грузится одна-единственная «Газель». Пристроившись перед ней, выворачиваю «грелку» в салоне на максимум, включаю подогрев сидений и с завистью наблюдаю, как в кабине ГАЗ явно под музыку дрыгается мальчик лет 6 и задорно размахивает сначала пирожком, а затем сосиской. Накатывает слюна, зато отпускает дрожь.

Муравейник в пять этажей

В начале третьего «Газель» отваливается от ворот. И вот тут сопротивлявшаяся мне невидимая броня, наконец, разваливается и всё складывается как по нотам.

Откликнувшись на мое сообщение в курьерском чате, выходит парень, сходу въезжает, что мне вообще тут надо, хватает меня за руку и затягивает на склад.

— Вашу личность надо подтвердить, аккаунт — разблокировать. Поедете на Светлановский проспект — вас устраивает? Заказ взяли из готовых маршрутов. Самостоятельно выбрать ПВЗ, как правило, не получается ни у кого: информация в приложении отображается с запозданием. Ну можно, конечно, попробовать, когда уже гарантированно перед воротами встал, но не факт, — рассказывает он, ведя меня через складское нутро.

Слушаю вполуха и, раскрыв рот, разглядываю склад-муравейник. Высотой в пять этажей, до самого потолка он забит коробками с товаром. По перекрытиям между этажами снуют люди, ползают погрузчики. На переднем фланге, ближе к воротам, стеллажей нет, коробки расставлены на палетах в каком-то одним кладовщикам понятном порядке. Неудивительно, что склад в Шушарах сгорел дотла — ничего огнеупорного на пути пламени попросту не было.

1 из 2

Мне выдают пять коробок, кладовщики даже сами любезно пихают их в машину. Правда, как попало — чтобы посмотреть в правое боковое зеркало, мне приходится ложиться на руль. Но по сравнению с пройденным это ерунда. До места долетаю на одном дыхании, кряхтя, одну за другой, доволакиваю груз до ПВЗ.

— Ой, давайте я вам помогу, — сотрудница ПВЗ придерживает дверь, пока я затаскиваю коробки внутрь, и даже сама подхватывает четвертую.

— Как у вас после пожара Wildberries забирал коробки селлеров? На Новоизмайловском, говорят, неделями копили, а продавцам потом прилетел штраф, — прощупываю почву хотя бы здесь.

— У нас нормально забирали. А вот недавно одну привезли, так два дня у нас простояла. Когда забирать приехали, как раз поставщик подошел. Так они эту коробку в узкую щель прямо ногами пинали, пытались протолкнуть. Продавец посмотрел на это всё и сам коробку подхватил: я, говорит, лучше сам донесу, — откровенничает сотрудница.

Сканирую коробки и закрываю задание.

Считаем заработок

За прошлый год обороты Wildberries существенно перевалили за 2 трлн рублей. Только за первый квартал компания отчиталась об обороте в 1,22 триллиона, что на 94% превысило уровень предыдущего года. Если вдуматься, помимо сотен штатных сотрудников, тысяч работников «дочек» и филиалов, компания, как градообразующее предприятие, кормит десятки тысяч народу из смежных областей.

Подсчитываю заработок и я. Получается не густо — порядка 400 рублей. Против половины бака сожженного бензина это, конечно, курам на смех. Недаром курьеров на легковушках, считай, не бывает. Нет, ну можно было, конечно, выкинуть из багажника соломенную шляпку и два початых мешка с углем, застрявшие там с лета, умять еще две коробки в багажник и заработать на 160 рублей больше.

Развозить коробки на «Газели», очевидно, прибыльнее. При мне один газелист написал в чате, что забирает 102 коробки, а это 8100 рублей. Были заказы на 16 тысяч, но это надо ездить по области и даже в соседние регионы.

1 из 2

Еще в готовых маршрутах есть заявки повышенной стоимости. Например, за развоз 128 коробок, которые нужно раскидать на 14 точек. Маршрут всего 29 км, по расчетам приложения, с ним можно расквитаться за 2 часа 15 минут. Даже если арендовать на сутки «Газель» (3 тыс. руб.) и взять на подмогу двух грузчиков (еще 1,4 тыс. руб.), выручка в 7 тысяч рублей за 2 часа выглядит привлекательной. Кроме того, до вечера можно раскидать еще две такие заявки и утроить выручку. За месяц работы, и даже с выходными, заработать полмиллиона вполне реально.

Вообще, если бы не чехарда бешеной белки на входе, и я вполне успела бы за день отработать заявки три, а то и четыре, и заработать 2,2 тысячи рублей. Есть шанс попробовать с чистого листа (зря что ли Wildberries пропуск мне на месяц выдал?).

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«Цены попадали в идеальный шторм». Как ситуация на авторынке России стала зловещей
Анонимное мнение
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Мнение
«Мясо берем только по праздникам и не можем сводить детей в цирк»: многодетная мать — о семейном бюджете и тратах
Анонимное мнение
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления