Авто Город Вы сидите в припаркованном автомобиле и расслабляетесь

Вы сидите в припаркованном автомобиле и расслабляетесь

«От канцлера до последнего протоколиста всё крало, и всё было продажно». (А. С. Пушкин)

Инспектор вычислит автомобиль, в котором идет распитие спиртного, достаточно легко: у автомобиля запотевшие стекла или из приоткрытого окна вьется дымок от сигареты. Дальнейшее предугадать несложно: предъявление документов, освидетельствование на состояние опьянения, встреча с судьей и лишение прав. Даже опытному человеку защититься от произвола в подобной ситуации очень тяжело. Лучше в такой ситуации не оказываться. Выпили – не подходите к автомобилю.

И уж коли довелось идти к автомобилю, например после дня рождения за какими-либо вещами, оставляйте ключи и документы дома. С собой берите только брелок сигнализации.

Но есть оборотная сторона. Отношение к автомобилю у водителя-мужчины своеобразное: автомобиль – его личное пространство. Здесь он – не просто хозяин, здесь все вещи и люди подчиняются его желаниям. Во время движения иначе нельзя, а в другое время автомобиль переделывается, переоборудуется, оформляется и т.д. в соответствии с представлениями водителя о внешней среде обитания и своего места в нем. Потому с точки зрения психологии понятно желание водителей-мужчин расслабиться именно в автомобиле – окружающая обстановка соответствует эмоциональному состоянию.

Обобщая известные мне случаи, могу дать несколько советов, чтобы водители могли застраховаться от произвола.

Во-первых, следует понимать интерес инспекторов к источнику повышенный опасности, в котором идет распитие спиртного. Мало ли, что взбредет в голову пьяному водителю, да еще, если и друзья начинают куражиться-унижать.

«Сколько водки не бери, все равно второй раз бежать придется» – известный афоризм. Но когда на ногах трудно стоять, а четыре колеса рядом, в затуманенном мозгу может появиться желание удивить весь мир своей удалью.

Не умеете держать себя в руках – лучше не покупайте автомобиль вообще.

Не умеете выбирать себе друзей – нечего им делать в вашем автомобиле. За их развлечения в итоге отвечать вам. Даже если все закончится благополучно, наутро именно вы будете приводить автомобиль в порядок.

При появлении инспекторов ваша задача убедить их, что вы просто решили обсудить с соседом за баночкой пива пару важных вопросов, обмен мнениями закончен, и через пару минут вас здесь не будет. Если вы в этот момент «лыка не вяжете», то разговора просто не получится, бумаги на отказ от медицинского освидетельствования будут составлены с пометкой, что от подписи протоколов вы отказались.

Во-вторых, не выключайте видеорегистратор. Пусть фиксирует все, что происходит вокруг, и ваши слова. Ему все равно, и вам все равно, что он работает. Но если вокруг начнет происходить нечто интересное, например падение метеорита, то внимание со стороны СМИ будет вам обеспечено.

Попутно будет решена проблема инспекторов, которые могут появиться на горизонте.

Продолжайте съемку и при их появлении. Анализ малозначительных деталей, зафиксированных камерой, впоследствии может очень здорово помочь. Например, на одной из записей водитель был заснят в окружении друзей после покупки автомобиля рядом с обновкой. В кадр попал и полицейский автомобиль, и сами инспекторы. Но, вот беда, снега на автомобиле было много, в том числе и на лобовом стекле. Потому возгласы инспекторов, что они только что догнали пьяный автомобиль, никто всерьез не воспринял.

Ищите и другие свидетельства вашей долгой стоянки.

В-третьих, обратимся к Правилам дорожного движения п. 1.2:

  • участник дорожного движения – лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства;

  • дорожное движение – совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.

Вывод: поскольку не только «процесса перемещения» нет, но нет и потребности в перемещении, то человек за рулем стоящего на стоянке автомобиля, даже с заведенным двигателем, водителем не является. Если инспектор говорит, что для управления заведенного двигателя достаточно, скажите, что у вас автозапуск, и спросите: если вы, находясь дома, запустили двигатель, вы тоже управляете автомобилем?

Вообще в русском языке и физике перемещение ассоциируется с направлением, в физике называемом вектором. Например «Жука», благодаря амортизаторам, можно заставить скакать на месте. Есть такой знаменитый фокус. Но поскольку нет перемещения, то нет и управления.

Напоминаю, что, согласно п. 12.8 ПДД, на водителя накладываются две обязанности по исключению автомобиля из дорожного движения, которые свидетельствуют об отсутствии потребности в перемещении. Речь о принятии мер против самопроизвольного движения автомобиля, и речь о принятии мер против угона. Выполняя первое требование достаточно поставить автомобиль на стоянке на ручной тормоз, а нахождение водителя рядом с автомобилем сводит к минимуму риск угона.

В-четвертых, нужно четко представлять себе, как организована служба в ГАИ.

Если вы думаете, что инспекторы пришли на работу, разбились по парам как в детском саду и рванули в город искать нарушителей, то вы глубоко заблуждаетесь. Каждый инспектор получает задание на службу. И не просто на словах, а с записью в служебных книжках и карточке маршрута. Увидел инспектор неадекватный автомобиль, и захотел втихаря за ним последить? Изволь доложиться дежурному. Поэтому первый вопрос инспекторам: какое было задание на службу, и какова причина их появления в этом районе? Что записано в служебных книжках и карточке поста (маршрута)?

Чтобы оправдать свое появление, инспекторы утверждают, что увидели виляющий автомобиль, который нарушал ПДД, и начали его преследовать. Затем водитель въехал во двор, где его и поймали. Сразу же спросите: записи в журнале у дежурного сделаны? Дежурный пойдет на служебный подлог, вписав позже недостающие сведения по просьбе инспекторов?

Следует также отправить в ГАИ запрос, составлялись ли протоколы в отношении водителя в тот день. Если инспекторы утверждают, что водитель выезжал на встречную полосу, превышал скорость, проехал на красный и так далее, а административного материала нет, то они сами опровергают свои слова – водитель совершал тяжкие правонарушения, а инспекторы «отпустили ему все грехи». Как указал Верховный Суд: «Бездействие, выраженное в несоставлении протокола об административном правонарушении в отношении виновного лица, безусловно противоречит интересам службы ГИБДД России, обеспечивающей соблюдение законодательства РФ по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения».

Когда инспекторы заметили неадекватного водителя? Какие меры предпринимали, чтобы предупредить об опасности окружающих? В какой момент было решено тихонько следить за автомобилем и ожидать дальнейших событий? Каким образом инспекторы определили, что водитель свернул с дороги к себе домой, а не уходил от погони? Если делали запрос, то где, когда, кто отвечал? Включали инспекторы проблесковый маячок, чтобы превысить разрешенную во дворах скорость 20 км/ч и не подвергать опасности жизнь граждан? Напоминаю, что сквозное движение через дворы запрещено ПДД.

В-пятых, риторический вопрос, что делать водителю? Забудьте, что вы – водитель. В данный момент времени вы водителем не являетесь и предъявлять какие-либо документы не обязаны. Подчеркиваю, никакие документы передавать нельзя. Если передадите даже пропуск, то по фамилии, имени, отчеству и номеру автомобиля «пробьют» номер водительского удостоверения и протокол составят.

Вы не обязаны отвечать честно и на вопрос: «Ваша машина?» Конечно друга (брата, свата). Большинство инспекторов на этом успокаиваются: поскольку машина не ваша, и вы без документов, то следует оформить доставление в отделение и задержание для выяснения личности, а времени у инспектора не так много – ему нужно еще и другие протоколы составить, поскольку задание на службу никто не отменял. Проще поискать нетрезвых водителей в соседних автомобилях.

Если инспектор не успокоился, то возможны различные продолжения. Бывает, что инспектор обыскивает водителя, чтобы найти утаиваемые документы (позже он скажет, что вы сами их ему отдали), бывает, что пробивает по регистрационному знаку ФИО хозяина автомобиля и так далее. Ему важно, чтобы здесь и сейчас была возможность составить протокол отстранения водителя от управления.

Самое простое для вас – сказать, что документы дома, и вы их сейчас принесете. Разворачиваетесь и уходите совсем. Машина на стоянке и никому не мешает.

В заключении хочу предупредить. Когда мне начинают рассказывать истории, что водитель-«божий одуванчик» сидел в автомобиле на стоянке, а тут «откуда не возьмись» появились злобные инспекторы, которые обвинили его в пьяном вождении, то в 90% случаев это – сказки. Невооруженным взглядом видно, что человек врет. Не ищите в таких случаях сочувствия.

И, если эти строки читают работники ГАИ, помните, что в автомобиле может находиться не только видеорегистратор, но и GPS-сигнализация. Был случай, когда инспекторы составили материал на водителя, которого якобы преследовали, а тот заехал к себе во двор и оказался пьяным. По запросу суда компания, осуществляющая GPS-сопровождение, выдала справку, что за полтора часа до составления протокола автомобиль въехал во двор, и никуда более не перемещался. Инспекторы вылетели с работы.

Юрий Панченко известен как автор книги «Водитель-инспектор. Разговор на равных» (издана совместно с интернет-сообществом «Юридическая грамотность автомобилистов») – книги, в которой в доступной форме объясняются нюансы правовых отношений сотрудников полиции и рядовых автомобилистов в наших реалиях. Юрий является также преподавателем автошколы, автоюристом и занимается выпуском иллюстративных материалов для объяснения правил дорожного движения.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем