«аконотворцы закрыли р€д лазеек, которые позвол€ли страховым необоснованно обогащатьс€, а заодно уточнили пор€док компенсации, если страховые участников обанкротились
«аконотворцы закрыли р€д лазеек, которые позвол€ли страховым необоснованно обогащатьс€, а заодно уточнили пор€док компенсации, если страховые участников обанкротились

Ќова€ редакци€ закона об ќ—ј√ќ вступает в силу постепенно: перва€ порци€ изменений работает уже с 1 ма€, часть пунктов — с 1 июн€, но в течение года нас ждут еще три «апгрейда». ћы познакомились с новым законом и обнаружили, что изменени€ решают р€д больных вопросов как дл€ автомобилистов, так и дл€ страховых.

ќ регрессе пешеходам и ответственности –—ј

Ќапример, мы рассказывали о попул€рной уловке страховых при выплате по системе «европротокол»: если виновник в течение п€ти дней не передал страховщикам свой экземпл€р извещени€ о ƒ“ѕ, сумму выплаты с него взыскивали в пор€дке регресса. ‘актически виновника ловили на мелкой бюрократической ошибке, а затем вынуждали оплачивать ущерб, как если бы у него не было ќ—ј√ќ. “еперь эту лавочку прикрыли.

— Ќе знаю, кто был инициатором этих поправок, но нужно поставить пам€тник, — смеЄтс€ автоюрист Ћев ¬оропаев. — »нцидентов такого рода было много, и дл€ страховых така€ практика была, безусловно, выгодна. 

ѕри наезде на пешехода, который выскочил под колЄса с нарушением правил, водитель об€зан компенсировать вред вне зависимости от своей виновности — этого требует стать€ 1079 √ражданского кодекса –‘, котора€ относит автомобиль к источникам повышенной опасности. ѕри наличии страховки вред компенсировалс€ страховой (в пределах лимитов), но, если пешеход был всЄ-таки виновен, позже страхова€ могла предъ€вить к нему регрессные требовани€. Ќова€ редакци€ закона запрещает делать это, хот€ автомобилист по-прежнему может через суд взыскать с виновного пешехода ущерб, причинЄнный автомобилю.

ƒовольно часто после ƒ“ѕ вы€сн€етс€, что страхова€ одной из сторон обанкротилась или потер€ла лицензию. Ќовый закон уточн€ет р€д моментов, св€занных с компенсационной выплатой, которую делает –оссийский союз автостраховщиков (–—ј) из резервного фонда.

— ƒопустим, виновник ƒ“ѕ был пь€ным, а обе страховые участников происшестви€ потер€ли лицензии, — объ€сн€ет на примере эксперт  ирилл —молин. — ¬ этом случае –—ј возместит ущерб пострадавшей стороне, но затем сможет взыскать всю сумму с инициатора аварии в пор€дке регресса: теперь закон это предусматривает.

≈сли же потерпевший застрахован в компании, котора€ обанкротилась, он должен обращатьс€ в страховую компанию виновника.

— ¬ законе прописали чЄтко, что в случае, если страхова€ виновника работает, пострадавший претендует на еЄ пр€мую выплату, а не компенсационную выплату от –—ј, — объ€сн€ет  ирилл —молин.

ѕроще говор€, выплаты от –—ј оставлены на крайний случай, когда ни одна из страховых на момент ƒ“ѕ не функционирует.

«астрахован ли ваш автомобиль по ќ—ј√ќ?

јвторизируйтесь,  чтобы проголосовать ќпрос завершен ¬ы успешно проголосовали! –езультаты будут опубликованы по завершении опроса.
  • ƒа
  • ƒа, но думаю прекратить
  • Ќедавно перестал
  • ƒавно уже не страхую
  сожалению, ваш браузер сильно устарел и не поддерживает технологию голосовани€

¬ законе также прописали, что, если в аварии пострадал человек, а виновников несколько, их страховщики возмещают ущерб в равных дол€х в пределах страховой суммы.

— –аньше страхова€ каждого участника ƒ“ѕ должна была компенсировать вред здоровью или жизни в полном размере, то есть пострадавший получал, грубо говор€, двойную выплату, — напоминает Ћев ¬оропаев. — “еперь же страховые дел€т эту ответственность, то есть суммарна€ выплата будет равна ущербу, который нанесЄн здоровью или жизни. 

ќписанные выше изменени€ действуют уже в мае.

”щерб переходит по наследству

— 1 июн€ этого года нас ждет еще одна порци€ изменений. “ак, оформление по европротоколу разрешили при ƒ“ѕ с автомобилем, зарегистрированным за границей, если у него есть ««елЄна€ карта» (аналог ќ—ј√ќ). “акже уточнили, что расчЄт неустойки ведЄтс€ со следующего дн€ за истечением срока, который отводитс€ на выплату по закону.

— июн€ же нас ждет изменение, которое грозит забюрокрачиванием споров по ќ—ј√ќ, потому что по€вл€етс€ новое звено — омбудсмен. 

— ѕо инициативе ÷Ѕ –‘ все имущественные споры по ќ—ј√ќ в об€зательном пор€дке будет рассматривать финансовый уполномоченный (омбудсмен), — по€сн€ет специалист ярослав  оролев. — ѕотребителю, недовольному выплатой, перед подачей иска к страховщику придетс€ обратитьс€ сначала к омбудсмену, который об€зан рассмотреть жалобу в течение 15 рабочих дней. ƒл€ потребител€ эта услуга бесплатна, а страховщики и автоюристы будут оплачивать работу уполномоченного, причем суммы достаточно внушительные: до 45 тыс€ч в первом случае и до 15 тыс€ч рублей во втором.  ак именно станет работать этот механизм, пока не вполне пон€тно, тем более специальной защищенной системы документооборота дл€ работы омбудсменов, как € понимаю, пока нет. 

≈ще одно отличие новой редакции закона — это возможность обратитьс€ за компенсацией вреда здоровью в –—ј не только потерпевшему, но и его наследнику.

— –аньше сделать это мог лишь сам пострадавший или его иждивенцы, но теперь в список добавили и наследников, — объ€сн€ет  ирилл —молин.

«а компенсационной выплатой в –—ј нужно обратитьс€ в течение трЄх лет, причЄм этот срок отсчитываетс€ от разных событий.

— Ёто зависит от характера ущерба, например, если был вред здоровью, ждут выздоровлени€ человека, чтобы уточнить характер травм, и уже с этого момента отсчитывают три года, — говорит  ирилл —молин.

Ќова€ редакци€ закона позвол€ет взыскивать с –—ј пени за просрочки платежа, но выводит компенсационные выплаты из-под действи€ закона «ќ защите прав потребителей».

— ¬се штрафные санкции прописаны в законе об ќ—ј√ќ, поэтому речь идЄт лишь о том, что к –—ј нельз€ будет предъ€вить требовани€ компенсации морального вреда — именно эта возможность регулировалась законом «ќ защите прав потребителей», — уточн€ет Ћев ¬оропаев.

— окт€бр€ европротокол должен стать основным способом оформлени€ ƒ“ѕ с двум€ автомобил€ми и без пострадавших: лимит выплат возрастает в четыре раза
— окт€бр€ европротокол должен стать основным способом оформлени€ ƒ“ѕ с двум€ автомобил€ми и без пострадавших: лимит выплат возрастает в четыре раза

≈вропротокол станет щедрее

— 4 августа 2019 года измен€тс€ правила регистрации автомобилей, например, возвращаетс€ «приписка» к региону: ставить машину на учЄт можно будет только по месту прописки владельца, а код региона будет родным. ѕараллельно уточнено, что, если владелец совершает регистрационные действи€, не св€занные со сменой собственника, полис ќ—ј√ќ не требуетс€. “о есть восстанавливать утер€нные документы или мен€ть данные о регистрации можно и без страховки.

— сент€бр€ упраздн€етс€ пон€тие «Ѕланк извещени€ о ƒ“ѕ», поскольку страховщики переход€т на электронный документооборот с помощью портала госуслуг.

ј систему «европротокол» ждЄт своеобразна€ революци€ в окт€бре этого года. “ак, если водители не имеют разногласий, а обсто€тельства ƒ“ѕ зафиксированы с помощью технических средств, лимит по выплатам возрастает дл€ всех регионов до 400 тыс€ч рублей. ѕри отсутствии видеофиксации лимит остаЄтс€ прежним — 100 тыс€ч.

— ѕод техническими средствами понимаютс€ две системы: либо Ё–ј-√ЋќЌј——, если она установлена в автомобиле, либо средства видеозаписи вроде смартфона, но с установленным приложением –—ј, которое исключает корректировку передаваемых данных, включа€ дату и место происшестви€, — добавл€ет Ћев ¬оропаев.

ћы регул€рно пишем о подводных камн€х об€зательной страховки. “ак, при покупке ќ—ј√ќ страховщики могут применить систему «≈диный агент», об€зав застраховатьс€ в иногородней компании. Ёто может спровоцировать р€д сложностей при получении выплат.

— начала года расширились тарифные коридоры по ќ—ј√ќ: страховым разрешили как подн€ть максимальную стоимость страховки, так и более активно демпинговать. ¬от как изменились цены на ќ—ј√ќ.

видели ошибку или хотите предложить тему? ѕишите на Ќаписать письмо