ѕривычна€ картина: инспектор √»Ѕƒƒ заполн€ет множество бумажек. —коро 90% его работы будет выполн€тьс€ в автоматическом режиме
ѕривычна€ картина: инспектор √»Ѕƒƒ заполн€ет множество бумажек. —коро 90% его работы будет выполн€тьс€ в автоматическом режиме

–оссийских водителей ждЄт избавление от бумажных документов, и случитс€ это довольно скоро. ”же в этом году мы перейдЄм на электронные ѕ“— и цифровые карты техосмотра, в следующем — на электронные права и свидетельства о регистрации. ј сама€ зловеща€ технологи€ тестируетс€ с начала года: узнать всю подноготную водител€ можно будет по его лицу.

ѕаспорт технического средства — основной документ автомобил€, который содержит информацию о его собственниках и характеристиках
ѕаспорт технического средства — основной документ автомобил€, который содержит информацию о его собственниках и характеристиках

Ёлектронный ѕ“— — «истори€ болезни» машины

»зменени€ касаютс€ не только снижени€ количества бумажек в нашей жизни. Ќапример, электронный ѕ“— несЄт значительно больше данных, чем привычный нам бумажный аналог. ѕоследний содержит информацию о собственниках автомобил€ и его характеристики, но электронный ѕ“— хранит данные о прохождении техосмотра, авари€х, страховках и даже залоговом статусе автомобил€. ѕод скромной вывеской «ѕереход на Ёѕ“—» в –оссии создаЄтс€ перва€ официальна€ база данных автомобилей, котора€ хранит весь «анамнез» машины. Ёто полезно, например, дл€ покупателей на вторичном рынке: в теории скрыть проблемы с машиной будет сложнее.

¬ теории, потому что до конца не пон€тна степень защищенности базы и добросовестность лиц, которые имеют к ней доступ — а список их довольно широк и включает, например, сотрудников дилерских центров и страховых компаний.

ѕереход на электронные ѕ“— должен был состо€тьс€ ещЄ прошлым летом, но его отсрочили на год из-за технической неготовности служб. ѕри этом Ёѕ“— уже выдаютс€ в тестовом режиме, летом их сделают доступными массовому потребителю, а с но€бр€ — об€зательными при регистрации автомобил€.

ѕредъ€вите лицо: √»Ѕƒƒ начала тестировать технологии будущего на водител€х

ƒл€ владельцев обычных ѕ“— принудительного перехода на электронные не будет, но если сам автомобилист желает «оцифровать» документ, сделать это можно будет через пункты техосмотра.

Ёлектронные диагностические карты

ѕереход на цифру ждЄт и систему техосмотра, возродить которую планируют уже в этом году с помощью драконовских штрафов. Ѕаза данных с электронными картами техосмотра создаст предпосылки дл€ проверки автомобилей на прохождение “ќ с помощью камер фотовидеофиксации.

« амерный» контроль коснЄтс€ и полисов ќ—ј√ќ, и хот€ запуск проекта неоднократно переносили, весной он должен заработать в столице, а в случае успеха распространитс€ на регионы. «а проезд под камерами на «безосажном» автомобиле владельцу грозит штраф 800 рублей.

ѕластиковые права сдают позиции

‘ормально электронный дубликат прав существует уже сейчас в виде записи базы данных, в которую в том числе заноситс€ информаци€ о лишении водител€ прав — проверить их статус можно даже онлайн. ќднако новый формат электронных прав повысит их статус, поэтому возить с собой пластиковый аналог не потребуетс€: в идеале система заработает с 2020 года.

ѕараллельно изучаетс€ возможность апгрейда обычного удостоверени€ микрочипом с биометрической информацией, но, суд€ по всему, приоритетным €вл€етс€ переход сразу на электронную версию прав.

» это не всЄ: в конце прошлого года в подразделени€ √»Ѕƒƒ поступило более 20 тыс€ч планшетов с софтом дл€ распознавани€ лиц водителей — пока технологию лишь тестируют. ќпределив личность водител€, инспектор получит доступ ко всему «бэкграунду», включа€ пикантные вопросы: наличие неоплаченных штрафов, страховок, диагностической карты “ќ, медсправки, записей об учЄте в наркологии и так далее.

–аспознавание лиц на первом этапе будет вспомогательным инструментом, а дл€ предъ€влени€ прав водители смогут использовать свой телефон со специальным приложением, который позволит инспектору сразу получать доступ к учЄтке водител€.

Ќа первых порах останутс€ и физические копии прав и свидетельства о регистрации, но при проверках на дороге достаточно будет смартфона или собственного лица.

¬ новой концепции контрол€ камеры и инспекторы органично дополн€ют друг друга: первые работают по массовым нарушени€м, вторые — по «эксклюзивным» вроде езды в пь€ном виде или без номеров
¬ новой концепции контрол€ камеры и инспекторы органично дополн€ют друг друга: первые работают по массовым нарушени€м, вторые — по «эксклюзивным» вроде езды в пь€ном виде или без номеров

«Ќечеловеческий» контроль

∆дЄт нас и усиление «электронной слежки» за водител€ми, во-первых, за счЄт расширени€ функционала привычных камер фотовидеофиксации, во-вторых, благодар€ проекту под условным названием «Ќародный инспектор». ќн уже одобрен √осдумой в первом чтении и уравнивает любительские камеры с автоматическими комплексами фотовидеофиксации. —н€ть нарушител€ сможет любой владелец устройства (смартфона, регистратора), на которое установлено специальное приложение. ѕостановлени€ будут выписыватьс€ в заочном режиме на им€ собственника транспортного средства.

 стати, смартфон с учЄтной карточкой прав €вл€етс€ интересным способом идентифицировать нарушител€. ѕравда, о такой технологии пока не говор€т.

Ёто «жучок», который используют страховые дл€ добровольного контрол€ стил€ езды водител€. Ѕольшую часть его функционала воспроизводит обычный смартфон, но эта иде€ дл€ отдалЄнного будущего
Ёто «жучок», который используют страховые дл€ добровольного контрол€ стил€ езды водител€. Ѕольшую часть его функционала воспроизводит обычный смартфон, но эта иде€ дл€ отдалЄнного будущего

“рудности электронного перевода

Ќа первый взгл€д, особенной новизны в «оцифровке» водителей нет, ведь каждому бумажному документу и сегодн€ соответствует запись в той или иной базе данных. ѕолучаете ли вы медсправку, оплачиваете штраф или проходите “ќ — операторы внос€т изменени€ в ваши «учЄтки».

Ќо сегодн€ эти базы раздроблены настолько, что ни одно ведомство не имеет мгновенного доступа ко всему объему информации. »нспектор √»Ѕƒƒ не может без дополнительных запросов вы€вить водител€, сто€щего на учЄте в наркологии. Ѕаза данных √»Ѕƒƒ плохо стыкуетс€ с базой страховщиков ј»— –—ј — это стало €сно при создании объединЄнной базы дл€ проверки ќ—ј√ќ через камеры. ‘едеральна€ база казначейства √»— √ћѕ не всегда €вл€етс€ зеркалом региональных баз данных √»Ѕƒƒ, что приводит к возникновению штрафов-фантомов.

»нтересно, что даже на четвЄртый год использовани€ электронных полисов ќ—ј√ќ водители так и не избавились от бумажных копий: с 8 декабр€ 2018 года в ѕƒƒ чЄтко прописана необходимость возить распечатку такого полиса, котора€ приравниваетс€ к обычному.

≈сли суммировать все новости, получаетс€ интересна€ картина: по сути, речь о создании единого информационного пространства, которое позволит провер€ть автомобиль и водител€ буквально в один клик. «ачем?

« оридорные проверки» эффективны, потому что позвол€ют проверить 100% машин 
« оридорные проверки» эффективны, потому что позвол€ют проверить 100% машин 

Ќапример, не первый год в √»Ѕƒƒ используют массовые проверки, когда инспекторы направл€ют весь поток машин в специальный коридор, где проводитс€ экспресс-тестирование на состо€ние опь€нени€. Ќо сейчас пробивать каждого водител€ по всем базам долго, поэтому проверки нос€т усечЄнный характер.

—остыковав разные базы, можно внедр€ть конвейерные «чистки», когда инспекторы в «пр€мом эфире» провер€ют водител€ по всем основным пунктам.

ј если хакеры?

ќцифровка ќ—ј√ќ началась ещЄ в 2015 году и шла не всегда гладко: например, у автомобилистов возникали технические сложности с оформлением электронных полисов. ѕозже к продаже е-ќ—ј√ќ подключились мошенники, играющие на разнице коэффициентов.

ј главный вопрос — устойчивость электронных систем к сбо€м и взломам. ѕроблемы с базами возникают и сейчас, но при проверках на дороге приоритет отдаЄтс€ бумажным документам, что снижает остроту ситуаций. Ќо представим, что семь€, путешествующа€ за тыс€чи километров от дома, оказываетс€ под подозрением инспекторов, потому что учЄтные записи водител€ или машины повреждены, а бумажные документы упразднены или противоречат электронным запис€м.

¬печатл€ющим будет и масштаб утечки информации, если объединЄнные базы данных взломают и выложат в открытый доступ.

ѕоддерживаете ли вы идею перехода на электронные документы и сли€ни€ баз данных?

јвторизируйтесь,  чтобы проголосовать ќпрос завершен ¬ы успешно проголосовали! –езультаты будут опубликованы по завершении опроса.
  • ƒа, это повысит контроль
  • »де€ хороша€, но с реализацией будут проблемы, которые всЄ испорт€т
  • Ќет, это лишь очередной способ заставить водителей раскошелитьс€
  сожалению, ваш браузер сильно устарел и не поддерживает технологию голосовани€

ќбзор других изменений, которые скажутс€ на водител€х в 2019 году читайте здесь

ќбнаружили ошибку или хотите предложить тему? —мело пишите на электронную почту редакции «јвто».