ƒвижение Ўј“Ћа всЄ врем€ контролируетс€ через сеть высокоскоростного интернета 5G 
ƒвижение Ўј“Ћа всЄ врем€ контролируетс€ через сеть высокоскоростного интернета 5G 

ћне очень не хочетс€, чтобы наступило будущее, в котором на дорогах останутс€ только автомобили без водителей. ѕохоже, что такой вариант фактически неизбежен. Ќо € буду до последнего держатьс€ за возможность лично управл€ть машиной, поскольку это безусловное удовольствие.

ќб этом € думал, когда ехал в беспилотной маршрутке  јћј«а, котора€ медленно-медленно двигалась по территории «—колково».

— я уверен, что через какое-то врем€ наши внуки будут спрашивать: «ј правда ли, что ты сам водил машину?». ¬ среднесрочной перспективе вождение автомобил€ перейдЄт в разр€д хобби, — считает ¬ладимир  ириенко, первый вице-президент «–остелекома».

¬сЄ дело в том, что беспилотник использует сверхскоростной мобильный интернет 5G. ѕервую опытную сеть специально построили в «—колково».  онечно, дл€ контрол€ нескольких машин вполне бы хватило 4G или даже 3G, но в будущем таких машин будет много, а потому никакой 4G с таким потоком информации не справитс€.

ѕроект беспилотника на  јћј«е по€вилс€ в 2014 году, а в 2015 году показали грузовик. Ќо это была, по сути, обычна€ машина, котора€ могла ехать без помощи водител€. 

ѕервую же версию беспилотника-маршрутки без рул€ и педалей продемонстрировали в 2016 году. ≈Є разработали совместно Ќјћ» и  јћј«. ѕроекту дали название Ўј“Ћ (широко адаптивна€ транспортна€ логистика). Ёту маршрутку, кстати, показывали на «»ннопроме», но она просто сто€ла на стенде, а не ездила.

ѕерва€ верси€ Ўј“Ћа сиротливо сто€ла в углу
ѕерва€ верси€ Ўј“Ћа сиротливо сто€ла в углу

 узов разработали полностью с нул€. √овор€т, что ни одна платформа обычных машин не подходит дл€ беспилотника. 

— ¬ основе машины — интегрированный композитный каркас из базальтового волокна, — рассказал E1.RU директор центра государственных и комплексных программ Ќјћ» јлексей √уськов. —  узов же сделан из различных пластиков. ѕри этом детали приклеены, а не прикручены! ¬ итоге получилс€ жЄсткий и очень прочный кузов.

 узов маршрутки сделан из пластика
 узов маршрутки сделан из пластика

ѕоскольку в будущем двигателей внутреннего сгорани€, как считаетс€, не будет, беспилотник €вл€етс€ электрокаром. ѕод днищем установлена батаре€ емкостью 35 киловатт-часов. ≈Є должно хватать на 120 километров. Ѕольше и не надо, поскольку речь идЄт об общественном транспорте, то есть они могут периодически зар€жатьс€, а длина даже самого длинного маршрута даже в ћоскве точно не превысит 40 километров. 

¬нутри Ўј“Ћа по шесть сид€чих и сто€чих мест
¬нутри Ўј“Ћа по шесть сид€чих и сто€чих мест

—амое интересное, конечно, как беспилотник едет. ƒл€ журналистов предложили один маршрут длиной полкилометра: машина ездила по кругу, дела€ левый и правый повороты и два раза разворачива€сь. —корость ограничили на уровне 20 километров в час, хот€ теоретически маршрутка может разогнатьс€ до 110 километров. 

” машины две раздвижные электрические двери 
” машины две раздвижные электрические двери 

¬ беспилотнике есть пульт управлени€: достаточно нажать кнопку «старт», и машина поедет. Ќо пока запуск происходит удалЄнно (в том числе дл€ этого и нужна сеть 5G). 

— ѕосадка окончена, готовы начать движение, — произносит оператор (на самом деле это один из инженеров) беспилотника, и маршрутка трогаетс€! 

¬есьма необычные ощущени€, когда автобус без водител€ куда-то едет. ¬от поворот, небольшое торможение, и машина легко в него вписываетс€. 

Ѕез рул€ и педалей: тестируем футуристическую беспилотную маршрутку  јћј«а

ƒальше ещЄ интереснее — разворот. ѕрикидываю, как бы € выполнил этот манЄвр: места мало, пришлось бы в два захода. Ќо Ўј“Ћ вписываетс€ в него. “олько позднее € узнал, что обе оси поворачивают. —ледом — правый поворот, разгон и торможение. 

” Ўј“Ћа поворачивают обе оси — благодар€ этому диаметр разворота всего около 13 метров
” Ўј“Ћа поворачивают обе оси — благодар€ этому диаметр разворота всего около 13 метров

≈щЄ сотн€ метров, и маршрутка останавливаетс€. ƒвери открываютс€. Ќепон€тные ощущени€ — вроде бы и необычно ехать в машине без водител€, да к тому же без рул€ и педалей. — другой стороны, от езды за рулЄм € получаю куда больше удовольстви€, а тут как-то всЄ пресновато. 

ѕульт управлени€ беспилотником исключительно прост
ѕульт управлени€ беспилотником исключительно прост

„тобы лучше разобратьс€ в своих ощущени€х, напросилс€ сделать ещЄ один тестовый круг. » тут € пон€л, что пока это аттракцион: машина просто ездит по кругу, как по рельсам. Ѕольшой вопрос, насколько она готова к реальным услови€м, хот€ создатели и увер€ют, что готова. 

— ћы изначально рассчитываем, что машина должна уметь ездить по нашим дорогам, где есть €мы, нет разметки и нормальной обочины, — рассказал замглавы  јћј«а по развитию и инновационным продуктам ‘ирдаус  абиров. — ћы рассчитываем, что беспилотник среагирует на возникшую на дороге опасность быстрее, чем человек. 

Ќо на вс€кий случай мужчина в жилетке отгон€л нас от дороги, по которой курсировал беспилотник.

јлексей √уськов считает, что Ўј“Ћ должен стоить примерно столько же, сколько за дес€ть лет получает водитель, который тут не нужен. ѕо нашим с ним прикидкам, выходит 5–7 миллионов рублей 
јлексей √уськов считает, что Ўј“Ћ должен стоить примерно столько же, сколько за дес€ть лет получает водитель, который тут не нужен. ѕо нашим с ним прикидкам, выходит 5–7 миллионов рублей 

√овор€т, что лет через п€ть такую машину начнут выпускать серийно. Ќо € надеюсь, что случитс€ это не так быстро. 

— ћы никогда с вами не увидим беспилотный «ƒакар»! — сказал ‘ирдаус  абиров, который дважды выигрывал легендарную гонку. — Ёто же приключени€! ¬есь интерес в том, чтобы по дюнам проехать, испытать это все на себе. 

Ќу хоть где-то водители будут нужны. » мен€ это радует. 

»з «—колково» € выбиралс€ на обычном рейсовом автобусе. » от того, что за рулЄм был живой человек, € впервые получил удовольствие. ѕусть пока будет така€ реальность.