15 июля среда
СЕЙЧАС +17°С

Главная опасность современных авто

Мерцающими пиктограммами вымощена дорога в водительский ад. Я понимаю благие намерения предупредить дурака-водителя о потенциальной угрозе. Но вот что получается: едешь себе спокойно, и вдруг...

Поделиться

В разгар рабочего дня, бывает, откроешь на компьютере столько окон, что напоминаешь себе терминатора на том заводе, где каждая подвижная тварь отвлекает от убийства Сары Коннор. Пока закроешь ненужные вкладки, забываешь, кого хотел убить. Мерцают окна и окошки, через форточку лезет «аська», из подпола восстают сервисные сообщения «Виндоуза». Впрочем, нервозность перед экраном компьютера можно списать на неумение организовать рабочее пространство. Допустим. А что делать, если нечто подобное я ощущаю за рулем современных машин? И от меня уже мало что зависит.

Мерцающими пиктограммами вымощена дорога в водительский ад. Я понимаю благие намерения предупредить дурака-водителя о потенциальной угрозе. Но вот что получается: едешь себе спокойно, и вдруг резкий такой звук. Такой, знаете, тренерский свисток. Сигнал ядерной тревоги. Что такое? Колесо лопнуло? Багажник открылся? Метеорит? Снова? Где, черт возьми, инструкция? И на каком из четырех экранов искать подсказку? А вот, что-то мерцает... Похоже, сработала система распознавания пешеходов. Оказывается, метров 400 назад один из них шел вдоль обочины. Но я не заметил его, потому что искал нужную пиктограмму.

Индикаторы были у машин и раньше. Низкий уровень масла, перегрев мотора, кончина топлива да низкая зарядка аккумулятора. Загорались они редко и по действительно важным поводам.

А теперь на каждый чих свой протокол. Пересек разметку – вибромассаж ладоней. Приблизился к машине впереди – недовольный дзинь. Вильнул лишний раз – выпей кофе. А уж эти новомодные системы распознавания всего и вся...

Меня повеселила новость, что UAZ Patriot будет оснащаться системой распознавания знаков. И причем каких: ограничения скорости, «Уступи дорогу» и «Стоп». А где самый коварный знак 3.20, «Обгон запрещен»? Вот его можно было бы распознавать и наносить на карту, чтобы знать отрезки разрешенного обгона.

Мне радостно, что УАЗ не стоит на месте и наступает на пятки Volvo, только он похож на человека, который глядит на старого богатого джентльмена и загадывает: «Хочу как он». Но вместо «Бентли» получает геморрой и чесотку. Я не понимаю смысл системы, предупреждающей о знаке, который я не вижу лишь потому, что отвлекаюсь на эту систему.

Есть там еще функция распознавания аварийных ситуаций. Подробностей мало, но сдается мне, это что-то вроде приложения для смартфона, которое оповестит вас о подлетающем комаре. А вы, вместо того чтобы шлепнуть рукой по щеке, включите локатор комара, который при наличии 3G Интернета за 45 секунд выдаст вам его точное положение. По состоянию на момент, который был 45 секунд назад.

Дело не только в пиктограммах. Автомобили становятся похожими на смартфоны, из тысячи функций которых пользуешься двумя-тремя. О других ты даже не знаешь, потому что не дочитал до семисотой страницы инструкции. По отдельности мелкие вольности электроники не раздражают. Подумаешь, машина вдруг заглохла – это система «Старт-Стоп» экономит топливо. Не нравится – отключи ее вон той кнопочкой. Но скопом они похожи на стаю гнуса, который загрызает до смерти. Чего это машина резко встала на ручник, когда я пытался развернуться на узкой дороге поперек накатывающей фуры? Просто в каком-то из десятков меню стоит безобидная галочка напротив функции предотвращения откатывания. А почему кроссовер застрял в снегу по щиколотку? Это система предотвращения городских наездов приняла ветку за фонарный столб. И я не фантазирую – все это случалось на наших тест-драйвах.

У меня в телефоне есть раздражающая функция домысливания слов при наборе СМС. Все бы ничего, но некоторых слов она не знает, и «Скинь мне в аську сотик» исправляет на «Кинь мне палку мотик». И упрямая, сволочь: пытаешься поправить, а она все равно склоняет к интиму. Ладно, перейду на латиницу, наберу ICQ, так, один фиг, получится i love you.

Но коммуникаторам можно простить такие вольности. Юли ведь уже привыкли, что в «аськах» к ним обращаются по-свойски так: «Привет, *ля!» Но в автомобиле такие вольности уже не смешны.

Вы можете считать, что я преувеличиваю. Народные машины подобным не грешат (пока), но всё, что дороже 1 млн, в группе риска. Ящик Пандоры открыт: нет более дешевого прогресса, чем прогресс в области электронных паникеров. Задний пассажир не пристегнул ремень – зажжем пиктограмму. Передняя подушка не отключена – выведем сервисное сообщение. Задний ход включился – предупредим олигофрена за рулем, что нужно оценивать обстановку. После такой артподготовки совет «оценивать обстановку» даже не кажется лишним, потому что мозг уже вытек через сервисное отверстие и собрался лужицей на полу. «Включить режим осушения?» – услужливо спросит машина.

Конечно, это пройдет. Производители поймут, что внимание водителя – ограниченный ресурс. Они начнут разыгрывать новую карту, стараясь избавить нас от всего лишнего. Появятся автомобили с одной-единственной кнопкой, которую следует нажать, когда тебя все достало.

Хотя прогресс уже не остановить, и машины, которые могут исправить «Юля» на «*ля» без вашего ведома, станут нормой. Они еще и говорить научатся так, что споры с женой расценивайте как разминку.

2020 год. Диалог с машиной.

– Чего встали? Мне туда нужно.
– Там знак.
– Там нет знака, дура. Езжай шустрее.
– На карте есть.
– А в реальности нет.
– Исправьте приоритетность карты.
– Где именно?
– Раздел «Автомобиль», подраздел «Настройки», далее «Навигация», меню «Система предотвращения нарушений», вкладка «Знаки», галочка «Приоритет визуального распознавания»...
– Слушай, иди в задницу...
– Задайте пункт назначения в меню «Навигация», вкладка «Маршрут»...

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!