∆енщина за рулем: 7 вещей, которые унаследовал современный автомобиль у самого первого

–асход топлива первого автомобил€ составл€л примерно 10 л/100 км, и впору предатьс€ отча€нию, потому что у современных машин он примерно такой же. —пасает лишь тот факт, что литровый мотор первого «Ѕенца» (еще не Mercedes) развивал мощность п€ти ламп накаливани€ — 0,55 к¬т (0,75 л.с.). ћаксимальна€ скорость в 16 км/час была ограничена не столько самим мотором, сколько скоростью испарени€ лигроинового топлива, которое содержалось в 4,5-литровом баке. Ќа полной заправке первый автомобиль проезжал около 50 км, что было неплохим результатом на фоне главных конкурентов — конных повозок. „то еще важнее, он значительно превосходил их в тормозной динамике, а это открывало перспективы разгонов до больших скоростей.

≈динственный цилиндр располагалс€ горизонтально над задней осью
≈динственный цилиндр располагалс€ горизонтально над задней осью

 онструкци€ двигател€ оказалась передовой. ѕусть он был одноцилиндровым, имел объем около литра и располагалс€ горизонтально, зато использовал четырехтактный цикл ќтто, как нынешние ƒ¬—, имел жидкостную систему охлаждени€, правда, испарительного типа, а еще — коленчатый вал и распредвал, который отвечал лишь за выпускной клапан: на впуске сто€л золотниковый механизм.

–аботал двигатель на нефт€ном топливе: лигроин — это смесь фракций, котора€ с точки зрени€ свойств находитс€ между пр€могонным бензином и дизтопливом.

¬ глаза бросаетс€ трансмисси€, а не двигатель
¬ глаза бросаетс€ трансмисси€, а не двигатель

ѕри взгл€де на автомобиль сзади разгл€деть горизонтальный цилиндр непросто: визуально доминировали баки дл€ воды и топлива, шкивы и огромный маховик. ” первого автомобил€ не было полноценной коробки передач, хот€ позже Ѕенц установил бесступенчатый вариатор. “ем не менее, у экипажа была трансмисси€ из шестереночных, ременных и цепных приводов. –емень выполн€л функции сцеплени€, отжима€сь от шкива роликом холостого хода.

ћасса первого двигател€ составл€ла 100 кг, то есть примерно как у современной малолитражки, хот€ удельна€ мощность, пон€тно, была крайне низкой. Ќо по меркам времени двигатель считалс€ очень легким.

Ќикакой защиты не было: скорость в 16 км/час ее и не требовала
Ќикакой защиты не было: скорость в 16 км/час ее и не требовала

Ўасси из стальных труб и дерев€нных вставок имело лишь три колеса, причем переднее — без подвески. Ќе было еще и традиционного рул€: он по€витс€ восемь лет спуст€ на гоночном Panhard. ¬место рул€ у Ѕенца использовалс€ рычаг и механизм с зубчатой рейкой, то есть привод на колесо не был пр€мым, как у велосипеда. ћен€ть скорость можно было с помощью регул€тора под сиденьем, а позже в помощь водителю по€вилась коробка передач. —цепление управл€лось рычагом слева от водител€.

«адн€€ ось, на которую приходилась основна€ масса, имела подвеску на эллиптических рессорах.

ѕатент на первый автомобиль воспринималс€ почтенной публикой примерно с тем же скепсисом, что сейчас новости об успехах автопилота или электромобил€х. Ѕезлошадные экипажи будоражили воображение фантастов, но публике казались еще слишком экзотическими. ѕарова€ т€га использовалась дл€ привода транспорта уже более века, но перспективы ее применени€ на малогабаритных экипажах казались сомнительными, а ƒ¬—, изобретенный 10 лет назад, был еще слишком диковинным. јвтомобилю нужна была реклама.

Ѕерта Ѕенц с дочерьми
Ѕерта Ѕенц с дочерьми

“еперь ударим по мужскому самолюбию: сильный пол, конечно, уверен, что именно он открыл слабому прелести вождени€.  ак раз наоборот: первую полноценную поездку на значительное рассто€ние совершила Ѕерта Ѕенц, супруга изобретател€, и было это уже два года спуст€, в 1888 году.  ак истинна€ мать, она прихватила с собой детей.

Ёто автопутешествие считаетс€ переломным моментом в общественном воспри€тии автомобил€. Ѕерта доказала широкой публике мобильность, практичность и простоту управлени€ автомобилем, преодолев 106 км. Ќе сказать, чтобы путешествие прошло без осложнений, и помимо покупки топлива в аптеках пришлось кое-что поремонтировать, но, главное, цель была достигнута.

ƒа, и еще: в путешествие Ѕерта отправилась без ведома хоз€ина, самого  арла, так что инцидент можно рассматривать как первый угон автомобил€, совершенный группой лиц по предварительному сговору. ¬прочем, резкий рост заказов на самобеглые кол€ски умерили гнев Ѕенца. — точки зрени€ моральной и финансовой поддержки предпри€тию, Ѕерта вообще считаетс€ одним из соавтором первого автомобил€.

√игантский маховик сглаживал колебани€ крут€щего момента
√игантский маховик сглаживал колебани€ крут€щего момента

— тех пор автомобиль обзавелс€ множеством новых атрибутов: трехколесна€ схема почти сразу уступила место четырехколесной, управление т€гой и тормозами доверили педал€м, по€вились рули, фары, коробки передач, полузакрытые, а потом и закрытые кузова.

ѕусть первый автомобиль корн€ми уходил в эпоху конных экипажей, в его концепции воплотилось то, за что мы любим автомобили сегодн€. ќн был практичным, шустрым и при€тным в управлении. ѕо крайней мере, в сравнении с альтернативами, которые ржали, л€гались и производили немало навоза.