–осси€не вернулись в автосалоны, но былого ажиотажа уже нет
–осси€не вернулись в автосалоны, но былого ажиотажа уже нет

Ќизша€ точка позади

ѕрошлый год оказалс€ неровным: началс€ он скромно, и в первом квартале продажи колебались на уровне 2016 года, но к лету динамика улучшилась, и в отдельные мес€цы прирост продаж достигал 20% — такого «плюса» не было уже много лет.

Ћетом разогнать рынок помогли целевые госпрограммы «ѕервый автомобиль» и «—емейный автомобиль», спрос на которые оказалс€ так высок, что они кончились на два с половиной мес€ца раньше срока, в середине окт€бр€.

¬€лое начало года компенсировалось бодрыми летними продажами
¬€лое начало года компенсировалось бодрыми летними продажами

»тоги года отражают общую картину: да, есть улучшение относительно совсем уж т€желого 2016 года, но о восстановлении говорить рано.

— –ынку предстоит долгий путь возвращени€ к его прежнему размеру, но первый и очень важный шаг в правильном направлении сделан, — считает председатель комитета автопроизводителей ј≈Ѕ …орг Ўрайбер. — Ќесмотр€ на слабый старт в €нваре и феврале, за весь год продажи выросли на 11,9%.

Ќет и полной уверенности, что тенденци€ имеет устойчивый характер. “ак, в 2017 году продажи подстегивал отложенный спрос — автомобили покупали те, кто не смог или не захотел делать это в разгар валютных «флуктуаций». –ынок подпитывали программы господдержки, которые, как показывают опыт, со временем тер€ют эффективность. Ќаконец, определ€ющим фактором €вл€ютс€ цены на автомобили, а в нынешнем году они могут повыситьс€, что оп€ть затормозит продажи.

ћарки: лидеры и аутсайдеры

Ѕольша€ часть лидеров показала продажи выше среднего уровн€ по рынку, а первое место по традиции досталось ј¬“ќ¬ј«у, продажи которого выросли на 17%, а дол€ рынка превысила плановые 20%.

ƒве родственные марки — Hyundai и KIA — зан€ли второе и четвертое место соответственно, но в сумме даже опередили ј¬“ќ¬ј«. Ќа третьем месте расположилась марка Renault.

—табильны продажи у Toyota: нет прироста и нет падени€, в итоге — п€тое место по результатам года. “акже в дес€тку вошли Volkswagen, Nissan, √ј«, SKODA, Ford.

—тоит отметить успехи марки Ravon (бывша€ Daewoo), котора€, несмотр€ на р€д скандалов в прошлом году, сумела наладить систему продаж и реализовать более 15 тыс€ч автомобилей.

”ј« выводит конкурента "√азели" - легкий грузовичок "ѕрофи"
”ј« выводит конкурента "√азели" - легкий грузовичок "ѕрофи"

»з значимых дл€ рынка марок существенный спад продаж у российского ”ј« (-15%), который пытаетс€ остановить тренд выпуском новых моделей, в частности, ”ј« ѕрофи.

Ќезначителен объем продаж у Subaru и Suzuki, которые завис€т от импортируемых моделей, а Peugeot и Citroen за счет наличи€ локализованных моделей сумели выступить лучше среднего (+37% и +15%), но так и остались «миноритари€ми» рынка.

»нтересно, что премиум-сегмент прошлый год закончил без ощутимого прироста: лидер рейтинга Mercedes-Benz показал нулевую динамику продаж, а р€д марок, например, Lexus, Audi и Land Rover ушли в минус. ќтчасти это св€зано с лучшими результатами в предыдущие годы: премиум-сегмент меньше сократилс€ в разгар валютного кризиса, чем масс-бренды.

 ак и в предыдущие годы, рынок контролирует аль€нс Renault — Nissan — ј¬“ќ¬ј«, который обеспечивает более трети всех продаж.

 орейцы став€т на Rio, ј¬“ќ¬ј« — на Vesta

—амой продаваемой моделью осталс€ KIA Rio, которому не помешала даже смена поколений летом этого года. ѕродажи модели едва не дот€нули до психологической планки в 100 тыс€ч единиц, что означает примерно докризисный уровень: так, в 2012 году Hyundai Solaris разошелс€ тиражом 111 тыс€ч, а Rio — 85 тыс€ч машин.

—мена поколений и рост цен не обрушили продаж Rio
—мена поколений и рост цен не обрушили продаж Rio

Rio обогнал более дешевую Lada Granta, котора€ в любом случае показала прирост продаж, — спрос на одну из самых дешевых моделей стабилен. Ќо куда интереснее успехи Lada Vesta, котора€ зан€ла уверенное третье место, уступив гораздо более доступной «√ранте» не так и много — ставка на новинку полностью оправдалась. » модели есть куда расти: например, в 2017 году почти не чувствовалось вли€ни€ универсала Lada Vesta SW, который за два мес€ца продаж разошелс€ тиражом 5,5 тыс€чи единиц. —прос на автомобиль высок, и во многом ј¬“ќ¬ј« сдерживают ограничени€ завода в »жевске — ситуаци€ должна улучшитьс€ после переноса производства лифтбэка Granta в “оль€тти.

Lada Vesta доказала, что концепци€ работает, а универсал разовьет успех
Lada Vesta доказала, что концепци€ работает, а универсал разовьет успех

Ќа четвертом месте в рейтинге продаж Hyundai Solaris, который после смены поколений потер€л часть клиентуры из-за роста цены. «ато Hyundai Creta доказала, что ее успех был не случаен: с самого дебюта она остаетс€ самым попул€рным кроссовером –оссии. «а первый полный год продаж Creta разошлась тиражом 55 тыс€ч единиц, опередив попул€рный VW Polo и главного конкурента — Renault Duster.

—амый попул€рный кроссовер - Hyundai Creta
—амый попул€рный кроссовер - Hyundai Creta

—ильные результаты ј¬“ќ¬ј«а объ€сн€ютс€ не только успехами Vesta, но востребованностью Largus и растущим спросом на X-Ray, который поначалу был в тени «¬есты», но потихоньку находит своего клиента.

»з небюджетных моделей самой попул€рной оказалась Toyota RAV4, а замыкает дес€тку Chevrolet Niva.