јккумул€тор умирает ещЄ летом: попул€рные вопросы об автомобильных батаре€х

¬ магазине вам с радостью предложат дес€ток вариантов, но дл€ начала надо разобратьс€, нужно ли мен€ть батарею вообще
¬ магазине вам с радостью предложат дес€ток вариантов, но дл€ начала надо разобратьс€, нужно ли мен€ть батарею вообще
 аков ресурс аккумул€торов, и почему они выход€т из стро€?

ƒл€ нового автомобил€ вполне нормальным считаетс€ срок службы родной батареи на уровне 5-7 лет, но есть и тонкости. ¬се батареи не люб€т глубокого разр€да, точнее, длительного нахождени€ в разр€женном состо€нии. ¬ результате начинаетс€ сульфатаци€ электродов, и аккумул€тор тер€ет свои свойства.

— ”дивительно, но очень часто люди «убивают» батарею летом, — объ€сн€ет руководитель центра по продаже аккумул€торов ¬ладимир япринцев. — Ќапример, приехали на озеро, включили музыку, фары, батаре€ подсела, но этого не чувствуетс€, потому что машина заводитс€ с полоборота. ћы заметили: чем жарче летом, тем больше спрос на новые батареи после первых холодов. Ќапротив, в советские времена наши отцы использовали батареи по 12 лет, потому что в каждом гараже сто€ло зар€дное устройство.

„ем чаще и чем сильнее аккумул€тор находитс€ в разр€женном состо€нии, тем меньше его ресурс.

—езонный парадокс: небрежна€ эксплуатаци€ летом оказываетс€ хуже зимней. Ћетом проблемы незаметны, поэтому не устран€ютс€ сразу
—езонный парадокс: небрежна€ эксплуатаци€ летом оказываетс€ хуже зимней. Ћетом проблемы незаметны, поэтому не устран€ютс€ сразу

¬тора€ проблема – чрезмерное напр€жение зар€дки вследствие неисправной бортовой электрики. ѕри напр€жени€х выше 14,8 ¬ начинаетс€ быстрое выкипание электролита, причем дл€ некоторых типов аккумул€тора (например, малосурьм€нистых) эффект выражен сильнее. –азумеетс€, убить аккумул€тор могут неисправные стартер или генератор и прочие элементы электрооборудовани€. ≈сли исключить описанные выше проблемы, как правило, аккумул€торы служат много лет, и их свойства снижаютс€ постепенно.

≈сли батаре€ подверглась сильной разр€дке, естественных возможностей генератора недостаточно, чтобы зар€дить ее на 100%. ƒлительный недозар€д провоцирует разрушение пластин
≈сли батаре€ подверглась сильной разр€дке, естественных возможностей генератора недостаточно, чтобы зар€дить ее на 100%. ƒлительный недозар€д провоцирует разрушение пластин
«ар€жаетс€ ли аккумул€тор на машине?

 онечно, генератор зар€жает батарею, однако дл€ полного восстановлени€ после сильного разр€да требуетс€ нечто большее. ≈сть два способа зар€дить батарею: посто€нным напр€жением (как в автомобиле) и посто€нным током (от внешнего стационарного устройства). ¬торой способ позвол€ет пополнить запас энергии на 100%, но требует времени и контрол€: дл€ грамотной зар€дки, как правило, приходитс€ оставл€ть аккумул€тор в сервисе на сутки. ’ороша€ фирма предложит вам подменный за небольшую сумму, чтобы вы не остались без колЄс.

¬ целом правило такое: если в силу каких-то причин вы серьЄзно разр€дили батарею, дл€ продлени€ срока еЄ службы желательно в ближайшее врем€ полностью еЄ зар€дить устройством посто€нного тока.

јккумул€торы современных машин часто запр€таны так, что сн€ть их без инструмента проблематично
јккумул€торы современных машин часто запр€таны так, что сн€ть их без инструмента проблематично
 ак проверить аккумул€тор?

—имптомы умирающей батареи известны. ќбычно это в€ла€ работа стартера, притухающие приборы, низкое напр€жение. ќднако не нужно путать два €влени€: недозар€женную батарею и батарею, близкую к своей кончине.

“естер выдал негативное заключение, но тщательна€ проверка аккумул€тора показала, что его можно реанимировать и отложить замену как минимум на год
“естер выдал негативное заключение, но тщательна€ проверка аккумул€тора показала, что его можно реанимировать и отложить замену как минимум на год

Ќапример, часто рекомендации заменить аккумул€тор выдают дилеры дл€ сравнительно новых машин, прилага€ распечатку со специального тестера. Ќо показани€ тестера не всегда правильно интерпретируютс€: если батаре€ разр€жена, прибор может выдать негативное заключение, когда достаточно зар€дить.

ƒл€ детальной проверки существует более точные тестеры, которые провер€ют батарею под нагрузкой.

“ест под нагрузкой показал, что батаре€ способна поддерживать напр€жение выше 9¬ — это считаетс€ нормальным, а значит, аккумул€тор можно оживить
“ест под нагрузкой показал, что батаре€ способна поддерживать напр€жение выше 9¬ — это считаетс€ нормальным, а значит, аккумул€тор можно оживить

ƒл€ полноты картины желательно изучить электролит. —пециальным пробником его поднимают со дна секции и оценивают цвет: если началось разрушение электродов, жидкость приобретЄт бурые и темные оттенки.  роме того, измер€ют плотность — один из наиболее значимых параметров электролита. «ачастую батарею не нужно выбрасывать: достаточно долить дистиллированной воды и зар€дить еЄ полностью. —ерна€ кислота, напомним, в процессе работы не выкипает.

»змерение плотности электролита и его цвета позвол€ет оценить состо€ние батареи
»змерение плотности электролита и его цвета позвол€ет оценить состо€ние батареи
„то такое необслуживаемые аккумул€торы?

Ѕольша€ часть современных батарей относитс€ к малообслуживаемым и необслуживаемым. ќпределить тип можно по буквенному обозначению в индексе: N — с большим расходом воды, L — с малым, VL — очень малым, VRLA — с очень малым и регулирующим клапаном.

¬ обозначении аккумул€тора видим индекс VL (показан стрелкой), на самой батарее — надпись «Ќеобслуживаема€». “ем не менее пробки дл€ проверки электролита есть
¬ обозначении аккумул€тора видим индекс VL (показан стрелкой), на самой батарее — надпись «Ќеобслуживаема€». “ем не менее пробки дл€ проверки электролита есть

„асто пробки пр€чутс€ под планкой или этикеткой
„асто пробки пр€чутс€ под планкой или этикеткой

ќткрутить их можно специальным ключом или народными средствами
ќткрутить их можно специальным ключом или народными средствами

“еперь можно проверить плотность электролита
“еперь можно проверить плотность электролита

Ќапример, попул€рные батареи с индексом VL при нормальной эксплуатации на исправной машине не должны требовать долива воды в течение срока службы. ¬ случае форс-мажоров, например, зар€дкой слишком высоким напр€жением, выкипание воды может ускоритьс€, что потребует еЄ пополнени€. ћногие батареи, даже с индексом VL, имеют пробки дл€ контрол€ электролита, что на самом деле удобно.

ƒанна€ батаре€ не имеет пробок дл€ проверки и долива электролита
ƒанна€ батаре€ не имеет пробок дл€ проверки и долива электролита

ј у этой пробки скрыты декоративной планкой
ј у этой пробки скрыты декоративной планкой

Ќо есть отдельные модели и целые типы аккумул€торов (например, GEL или AGM), в которых пробок нет, поэтому за их состо€нием нужно следить более тщательно — восстановить их работоспособность за счет пополнени€ или замены электролита уже не удастс€.

явл€ютс€ ли аккумул€торы взаимозамен€емыми?

  сожалению, стартерные батареи — это почти индпошив: габариты, способ креплени€, расположение и форма клемм должны соответствовать вашему автомобилю. ƒл€ каждой конкретной модели есть ассортимент подход€щих аккумул€торов, но вз€ть любой не получитс€.

ѕример аккумул€торов одной емкости, но разных размеров: под конкретный автомобиль нужно выбирать свой типоразмер. ≈сть специальные обозначени€ батарей, которые отражают их размеры и конфигурацию, но проще всего уточнить этот вопрос у продавцов
ѕример аккумул€торов одной емкости, но разных размеров: под конкретный автомобиль нужно выбирать свой типоразмер. ≈сть специальные обозначени€ батарей, которые отражают их размеры и конфигурацию, но проще всего уточнить этот вопрос у продавцов

ќтличатьс€ могут и клеммы: на снимке показаны толстые и тонкие. Ёто далеко не все виды, например, есть клеммы под болтовое крепление
ќтличатьс€ могут и клеммы: на снимке показаны толстые и тонкие. Ёто далеко не все виды, например, есть клеммы под болтовое крепление

Ќекоторые корейские автомобили требуют такую вот п€ту дл€ креплени€ батареи. ¬ принципе, ее можно заменить специальным кронштейном
Ќекоторые корейские автомобили требуют такую вот п€ту дл€ креплени€ батареи. ¬ принципе, ее можно заменить специальным кронштейном
 акие типы батарей бывают?

¬се автомобильные батареи €вл€ютс€ свинцово-кислотными: электроды выполнены из свинцового сплава, электролитом €вл€етс€ раствор серной кислоты.

“ехнологи€ Ca/Ca снижает расход воды
“ехнологи€ Ca/Ca снижает расход воды

„тобы уменьшить расход воды и сделать батарею мало- или необслуживаемой, используютс€ электроды из сплава свинца и кальци€. ≈сли «кальциевый» электрод один, батарею часто называют гибридной или обозначают Ca+. ¬торой электрод в этом случае имеет добавление сурьмы. Ёто хороший и недорогой вариант дл€ владельца, которой немного понимает в технике и готов периодически провер€ть состо€ние батареи.

„исто кальциевые батареи имеют ещЄ меньший расход воды, низкий саморазр€д, но чувствительны к исправности электрооборудовани€ машины и не люб€т глубоких разр€дов.

јккумул€тор выполнен по технологии EFB. ќтдельно отмечена его применимость дл€ автомобилей с системой старт-стоп, но это не означает, что его нельз€ установить на обычную машину
јккумул€тор выполнен по технологии EFB. ќтдельно отмечена его применимость дл€ автомобилей с системой старт-стоп, но это не означает, что его нельз€ установить на обычную машину

¬ аккумул€торах типа EFB используютс€ рафинированные компоненты, что обеспечивает высокие показатели, но они требуют исправности автомобил€.

јккумул€торы по технологии GEL или AGM имеют электролит не в жидком состо€нии, а в «промежуточном»: в первом случае он загущен до гел€, во втором впитан в стекловолоконную губку. ќбычно они дороги, но обеспечивают хорошие показатели, длительный ресурс и необслуживаемость.

 ак выбрать аккумул€тор по цене?

ƒл€ каждого автомобил€ предлагаетс€ целый ассортимент аккумул€торов, цена которых отличаетс€ в разы. ќчень дешЄвые батареи (дешевле 3000 рублей, если рассматривать емкость 55 ј*ч) хоть и имеют порой заманчивые характеристики, редко поддерживают их длительное врем€. “акие батареи если и берут, то перед продажей машины.

ѕокупа€ слишком дешевый аккумул€тор, будьте готовы к тому, что его ресурс и параметры могут оказатьс€ ниже, чем у среднеценовых изделий со сравнимыми характеристиками
ѕокупа€ слишком дешевый аккумул€тор, будьте готовы к тому, что его ресурс и параметры могут оказатьс€ ниже, чем у среднеценовых изделий со сравнимыми характеристиками

ƒорогие аккумул€торы по технологи€м GEL и AGM чаще используют в недешевых иномарках, особенно с системами «—тарт-—топ», которые повышают требовани€ к ресурсу батареи и еЄ параметрам. ћожно разоритьс€ и установить такой аккумул€тор на среднеценовой автомобиль, другое дело, особенной необходимости в этом нет. Ќапример, если автомобиль не заводитс€ в силу неисправности электрооборудовани€ или топливной системы, установка дорогого аккумул€тора лишь замаскирует проблему, а в итоге, скорее всего, аккумул€тор быстро потер€ет свойства. ≈сли же машина исправна, обычно достаточно батареи, сопоставимой по параметрам с родной.

–азумна€ цена аккумул€тора емкостью 55-60 ј*ч дл€ среднестатистической иномарки составл€ет 3500-6000 рублей.

≈мкость — один из самых раскрученных параметров батареи. ¬ данном случае она прописана в €вном виде и составл€ет 60 ј*ч. √лазок-индикатор позвол€ет определить степень зар€женности батареи, но точность такой «диагностики» в морозы невысока
≈мкость — один из самых раскрученных параметров батареи. ¬ данном случае она прописана в €вном виде и составл€ет 60 ј*ч. √лазок-индикатор позвол€ет определить степень зар€женности батареи, но точность такой «диагностики» в морозы невысока
Ќужна ли повышенна€ Ємкость батареи?

®мкость батарей измер€етс€ в ампер-часах и показывает запас энергии, который батаре€ способна хранить. ƒл€ среднестатистических автомобилей этот параметр, как правило, находитс€ в диапазоне 50-80 ј*ч. ѕри понижении температуры емкость падает и в тридцатиградусные морозы может составл€ть лишь половину от номинальной.

¬ некоторых обозначени€х аккумул€торов емкость зашифровывают, приплюсовыва€ к ней 500. „исло 560 в данном случае обозначает емкость 60 ј*ч. Ќа р€де €понских батарей емкость отмечена в не€вном виде
¬ некоторых обозначени€х аккумул€торов емкость зашифровывают, приплюсовыва€ к ней 500. „исло 560 в данном случае обозначает емкость 60 ј*ч. Ќа р€де €понских батарей емкость отмечена в не€вном виде

ѕри подборе батареи емкость не об€зательно выдерживать строго, и зачастую есть соблазн установить аккумул€тор большей Ємкости. —тоит ли? ѕротивопоказаний к этому нет, однако более емка€ батаре€ не облегчит запуск, если проблема, например, в плохих свечах или загр€зненных форсунках. ƒа, аккумул€тор позволит сделать больше число попыток пуска, но дл€ батареи экстремально долгие запуски не полезны.

— ¬ыбрать батарею большей емкости можно ради другого, — считает ¬ладимир япринцев. — ѕри прочих равных у неЄ больше пусковые токи, а они очень сильно вли€ют на холодный старт двигател€.

ѕочему важен пусковой ток?

≈сли Ємкость батареи — это запас энергии, то пусковой ток отражает способность аккумул€тора эту энергию отдавать, причЄм именно в мороз.

ќчень важный параметр: ток холодной прокрутки. ¬ данном случае он составл€ет 550ј по стандарту EN. »спытани€ провод€тс€ при –18 градусах ÷ельси€
ќчень важный параметр: ток холодной прокрутки. ¬ данном случае он составл€ет 550ј по стандарту EN. »спытани€ провод€тс€ при –18 градусах ÷ельси€

—тандартов измерени€ пускового тока несколько: наиболее попул€рным у продаваемых в –оссии батарей €вл€етс€ EN (ему соответствует √ќ—“ – 53165-2008). ” стандарта DIN услови€ тестировани€ жЄстче, поэтому значение пускового тока ниже. ≈сть ещЄ американский стандарт SAE/CCA, где услови€ самые м€гкие, поэтому и значени€ пускового тока выше. ѕри сравнении двух батарей убедитесь, что их пусковые токи оценивались в рамках одного стандарта.

ѕремиум-батаре€ с пусковым током 815 ј (EN). ќбратите внимание, что как такова€ емкость у нее отнюдь не рекордна — всего 50 ј*ч. “ем не менее такой аккумул€тор хорошо подходит дл€ холодных пусков
ѕремиум-батаре€ с пусковым током 815 ј (EN). ќбратите внимание, что как такова€ емкость у нее отнюдь не рекордна — всего 50 ј*ч. “ем не менее такой аккумул€тор хорошо подходит дл€ холодных пусков

— ¬ыбрать батарею с большим пусковым током, в принципе, разумно дл€ тех, кто часто запускает автомобиль в сильный мороз, — объ€сн€ет ¬ладимир япринцев. — ≈сли говорить обывательским €зыком, стартер будет бодрее крутить мотор, пуск произойдет раньше, расход энергии аккумул€тором снизитс€, меньше будут риски разр€дить его.

Ќо и переплачивать за дорогущую батарею с колоссальными пусковыми токами необходимости нет: в конце концов качество пуска зависит от дюжины параметров (состо€ни€ двигател€, масла, режима езды и т. д.), и важнее, чтобы они были сбалансированы.

” этого аккумул€тора пусковой ток — 710 ј, но по стандарту CCA (SAE), поэтому при переводе в стандарт EN получаем пор€дка 640ј
” этого аккумул€тора пусковой ток — 710 ј, но по стандарту CCA (SAE), поэтому при переводе в стандарт EN получаем пор€дка 640ј
Ќужно ли смотреть дату выпуска батареи?

ƒа, это не повредит. ’ранение батареи перед продажей допустимо до одного года, но при условии, что специалисты розничного центра поддерживают еЄ зар€д. ¬ целом лучше покупать свежий аккумул€тор, выпущенный в этом сезоне.

Ќередко дату выпуска кодируют в таком вот виде, указыва€ неделю и смену цифрами, а год — литерами. –асшифровать дату можно с помощью сайта производител€ или продавца-консультанта. „асто дата выбита на корпусе и плохо видна, но она должна быть об€зательно
Ќередко дату выпуска кодируют в таком вот виде, указыва€ неделю и смену цифрами, а год — литерами. –асшифровать дату можно с помощью сайта производител€ или продавца-консультанта. „асто дата выбита на корпусе и плохо видна, но она должна быть об€зательно
¬ред€т ли батарее зат€жные пуски?

ƒа, глубокие разр€ды из-за трудных пусков не полезны дл€ аккумул€тора и по уму требуют его последующей подзар€дки от внешнего устройства посто€нного тока.

¬ сильные холода специалисты не рекомендуют крутить стартер дольше 10 секунд без перерыва.

јккумул€тор умирает ещЄ летом: попул€рные вопросы об автомобильных батаре€х

— ƒело ведь не только в батарее, — говорит ¬ладимир япринцев. — Ќапример, подшипник стартера — это, как правило, медна€ втулка, котора€ попросту может перегретьс€ и износитьс€ из-за попыток слишком долго крутить стартер. ќчень многие люди приход€т за новым аккумул€тором потому, что в какой-то момент сдалс€ стартер, высадил батарею и вывел еЄ из стро€. ѕоэтому правило такое: крутим 10 секунд, даЄм минуту на отдых. ѕотом снова. ≈сли не запускаетс€ с третьей-четвЄртой попытки, а температура не экстремальна€, нужно искать причину.

” нас есть собственный канал в Telegram, где мы публикуем самые интересные новости „ел€бинска. ≈сли вы хотите одним из первых читать эти материалы, подписывайтесь: t.me/news_74ru.