ќ неверо€тных пешеходах и быстрых полосах

Ќе дай бог, работают две кассы: «¬ какую кассу встать, где обслужат быстрее?». ¬став в очередь, вы внимательно следите за соседней кассой и очень расстраиваетесь, если там очередь движетс€ быстрее. —тоит ли?

≈сли очередей в магазине две, то веро€тность, что ваша очередь будет идти быстрее — 1/2, что быстрее пойдет соседн€€ — тоже 1/2. ≈сли очередей не две, а три, то веро€тность, что ваша очередь будет идти быстрее — 1/3, веро€тность, что быстрее будут идти две соседние очереди — 2/3.

ќтсюда давно выведен один из фундаментальных законов нашей вселенной: соседн€€ очередь всегда движетс€ быстрее.

ѕодобные рассуждени€ закреплены и в ѕƒƒ. —проецируем пример с очередью на дорогу.

ѕри трех полосах в попутном направлении в плотном потоке веро€тность, что ваша полоса будет самой быстрой — 1/3, что будут быстрыми соседние полосы — 2/3. ќтноситесь к этому спокойно. ≈сли решите проверить на прочность теорию веро€тности, попробуйте сменить полосу.  ак только вы перестроитесь, то увидите, что ваша «стара€» полоса поедет быстрее.

ќтсюда и пункт ѕƒƒ: «ѕри интенсивном движении, когда все полосы движени€ зан€ты, мен€ть полосу разрешаетс€ только дл€ поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда преп€тстви€».

“еори€ веро€тности основана на строгом математическом расчете, где веро€тность событи€ p выражаетс€ конкретным числом от 0 до 1, то есть 0 ≤ p ≤ 1. ¬еро€тность достоверного событи€ равна 1, невозможного — 0.

Ќапример, веро€тность рождени€ мальчика равна 0,514. “о есть на 1000 новорожденных рождаетс€ 514 мальчиков.

¬ернемс€ к ѕƒƒ. ≈сли вас останавливает человек в форме регулировщика, то с веро€тностью 0,99 он действительно инспектор ƒѕ—. ≈сли вы попросите его предъ€вить удостоверение, то сомнени€, что перед вами оборотень в погонах, отметаютс€, и веро€тность того, что перед вами именно сотрудник ƒѕ—, равна 1. “о есть p = 1. » вы выполн€ете все его законные требовани€.

», наконец, дошли до главного, ради чего и задумана была стать€.

Ќа пешеходном переходе пешеход имеет преимущество, а водители об€зан уступить ему дорогу.

Ќапоминаю: «1.2 ”ступить дорогу (не создавать помех) — требование, означающее, что участник дорожного движени€ не должен начинать, возобновл€ть или продолжать движение, осуществл€ть какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движени€, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движени€ или скорость».

≈сли водитель помешал пешеходу, и пешеход изменил направление движени€ или скорость, то мы имеем веро€тность 1 в том, что водитель не уступил ему дорогу. “о есть р = 1, и справедливость наказани€ не вызывает сомнений.

≈сли водитель проехал переход через шестиполосную дорогу по крайней правой полосе, когда пешеход только вступил на переход с левого кра€, инспекторы выдергивают из определени€ «уступить дорогу» фразу «может вынудить» и став€т водител€ в тупик вопросом: «¬аше движение по переходу могло вынудить пешехода изменить направление движени€ или скорость?», — водитель тер€етс€ и платит штраф.

я не случайно упом€нул про веро€тность рождени€ мальчиков — 0,514. —пециалистам по демографии не обойтись без данного числа. »м нужно — они просчитали.

–уководство √ј» дл€ наказани€ водителей в приведенной выше ситуации давно могло заказать необходимые исследовани€, и посчитать веро€тность того, что пешеход мог изменить направление движени€ или скорость. Ќо им это не нужно, впрочем, как и водител€м.

≈сли пешеход не изменил ни направление движени€, ни скорость (p ≠ 1), то веро€тность p, что водитель не уступил ему дорогу, лежит в промежутке 0 ≤ p < 1. “о есть она либо равна 0, либо больше 0, но однозначно меньше 1. ¬се сомнени€ трактуютс€ в пользу водител€ и p = 0. Ќаказани€ нет — ч. 4 ст. 1.5  ојѕ.

» второй важный момент — опасное вождение. ¬се знают, что это такое, но никто не может дать абсолютное определение. —оответствующий пункт ѕƒƒ получилс€ кор€вым, и вызывает множество вопросов.

 онечно, если из-за действий водител€ на дороге от него все шарахаютс€ и тормоз€т, то зафиксировать данный факт на видео несложно, и веро€тность факта «опасное вождение» равна 1, то есть р = 1. ј если, например, из-за множественных перестроений подр€д ни у одного из окружающих автомобилей не зажглись стоп-сигналы, то веро€тность опасного вождени€, как и в случае с пешеходом, лежит в промежутке 0 ≤ p < 1. ¬се сомнени€ трактуютс€ в пользу водител€, p = 0, и опасного вождени€ нет.

“еорию € вам поведал, но от формул и вычислений инспекторы и судьи впадают в ступор. ѕотому заранее подумайте, что и как вы будете говорить в конкретных ситуаци€х.