Ћикбез дл€ новичков

– ƒоливать?

– я откуда знаю?! ’оз€ин – барин! “ебе сколько до “ќ?

– ѕ€ть тыс€ч.

– ј по сроку?

–  акому сроку???

ѕри дальнейшем разговоре вы€снилось, что товарищ п€ть лет за рулем, автомобиль после автошколы брал подержанным. ≈му посоветовали мен€ть масло один раз в 15 тыс. км – он так и делает. ј о том, что масло нужно мен€ть раз в год, если не успел отъездить указанное рассто€ние, он и слыхом не слыхивал.

ѕришлось пересказать ему то, что € рассказываю своим ученикам на зан€ти€х в автошколе.

¬о-первых, при покупке автомобил€ вам передадут на руки сервисную книжку. ≈сли вы покупаете подержанный автомобиль без сервисной книжки, то лучше скачать ее из интернета.

¬ книжке указано, с какой периодичностью или в какие сроки необходимо проводить техническое обслуживание (“ќ), а также указано, какие именно работы должны проводитьс€.  ак правило, “ќ проводитс€ раз в год или один раз в 15 тыс. км.

ѕри “ќ, пожалуй, самое главное – это проверка ходовой части. “олько на подъемнике можно проверить рулевой механизм, крепление рычагов, состо€ние амортизаторов. «аодно мен€ют масло, фильтры. ќдин раз в 4-5 лет мен€ют ремень газораспределительного механизма (√–ћ).

ќтсюда и стоимость “ќ: простые “ќ – подешевле, с заменой √–ћ – дорогие. —ервисна€ книжка позволит контролировать и объемы работ при “ќ, и расходы.

¬торое. Ќужно очень сильно постаратьс€, чтобы довести современный автомобиль до состо€ни€, когда он ни с того ни с сего заглохнет. ƒвигатель автомобил€ управл€етс€ компьютером (правильнее говорить – контроллером), к которому присоединено множество датчиков, и который принимает решение, сколько бензина впрыснуть в какой именно цилиндр, и когда на свече должна проскочить искра.

¬се это хоз€йство беспрерывно контролируетс€ – выполн€етс€ бесконечна€ тестова€ программа. » если контроллер замечает нестандартное поведение двигател€, то он даст об этом знать водителю – на панели приборов загоритс€ лампочка Check Engine – проверьте двигатель. ƒаже на некачественный бензин контроллер может среагировать.

“ретье. —ледите за стуками и бр€ками. Ћюбой посторонний шум – повод задуматьс€.

ƒо паранойи доводить себ€ не надо. ќт управлени€ автомобилем нужно получать удовольствие. ”спокаивайте себ€ старой шоферской поговоркой «’ороший стук всегда наружу вылезет». ≈сли вождение превращаетс€ в пытку, то автомобиль – это не ваше.

Ќехороший стук сзади, в первую очередь, говорит о том, что в багажнике лежит незакрепленный груз или ослабло крепление запасного колеса. Ќо если стуки и бр€ки со временем не уход€т, то это повод задуматьс€ и заехать на станцию техобслуживани€.

» четвертое. ќтъезжа€ утром со сто€нки, смотрите, что у вас творитс€ под двигателем. Ћюбой намек на какие-либо подтеки должен восприниматьс€ серьезно. ≈сли где-то начало подкапывать масло, охлаждающа€ жидкость или, не дай бог, тормозна€ жидкость, то сама по себе течь не прекратитьс€. —о временем она станет только больше.

 онечно, если жарким летом вы отъезжаете со сто€нки и под двигателем – лужа, то беспокоитьс€ не нужно: у вас нормально работает кондиционер, а лужа – конденсат.

 ошмар дл€ новичков – неисправность автомобил€. „то делать, если автомобиль заглох посреди дороги? ≈сли будете следовать перечисленным рекомендаци€м, то с большой долей веро€тности с вашим автомобилем ничего плохого в дороге не случитс€. ѕеречислю еще раз:

  1. ¬оврем€ проходим “ќ.
  2. —разу реагируем на лампочку Check Engine.
  3. —ледим за стуками и бр€ками.
  4. —ледим за по€влением п€тнышек под двигателем.

Ќапоминаю, что всю ответственность за техническое состо€ние автомобил€ по ѕƒƒ несет водитель.

¬ заключение, попутно. Ќа сто€нку лучше заезжать передом или задним ходом? Ћучше передом.

¬о-первых, пока вы пристраиваетесь дл€ заезда задним ходом, ваше место может зан€ть другой водитель, которому вы об€заны будете уступить дорогу. ј, во-вторых, выезжа€ утром со сто€нки, вы всегда увидите, что творитс€ под двигателем.

ёрий ѕанченко известен как автор книги «¬одитель–инспектор. –азговор на равных» (издана совместно с интернет-сообществом «ёридическа€ грамотность автомобилистов») – книги, в которой в доступной форме объ€сн€ютс€ нюансы правовых отношений сотрудников полиции и р€довых автомобилистов в наших реали€х. ёрий €вл€етс€ также преподавателем автошколы, автоюристом и занимаетс€ выпуском иллюстративных материалов дл€ объ€снени€ ѕравил дорожного движени€.