¬се знают данный пункт ѕƒƒ еще с автошколы, все интуитивно понимают, о чем идет речь. Ќо когда дело доходит до реальной обстановки на дороге, а тем более до ƒ“ѕ, сказать, был ли боковой интервал безопасным при разъезде, например, со встречным автомобилем, не могут. ѕереведем интуитивное понимание на €зык цифр.

ƒл€ начала откроем справочник по автотехнической экспертизе: «Ѕезопасный интервал – минимальное рассто€ние между боковыми част€ми транспортных средств, исключающее (с учетом возмущающих воздействий) возможность их взаимного контакта при движении параллельными курсами». «¬озмущающие воздействи€» – это порывы бокового ветра, смещени€ автомобил€ из-за неровностей покрыти€ дороги, увод автомобил€ в сторону при торможении из-за неправильного распределени€ тормозных усилий по колесам, допустимого люфта в рулевом управлении и т. д.

“о есть дл€ безопасного движени€ автомобил€ из-за возможных «возмущающих воздействий» автомобиль на дороге занимает большую полосу, чем его габаритна€ величина.

ќткроем справочник «—удебна€ автотехническа€ экспертиза». ÷итирую.

¬ экспертной практике наиболее употребительны следующие выражени€:

– величина интервала при встречном разъезде

Xвстр = 1,0 + 0,005 (V1 + V3);

– величина интервала при обгоне и попутном движении в соседнем р€ду

dобгон = 0,7 + 0,005 (V1 + V2);

– величина интервала при объезде

dобъезд = 0,35 + 0,005 V1,

где V1 – скорость “— перед обгоном, км/ч;

V2 – скорость обгон€емого “—, км/ч;

V3 – скорость встречного “—, км/ч.

ѕри расчетах по этим формулам следует иметь в виду, что получаемые величины интервалов €вл€ютс€ ориентировочными и дл€ различных водителей и условий движени€ могут варьировать.  онец цитаты.

—читаем.

ƒопустим, два автомобил€ движутс€ навстречу на двухполосной дороге, каждый вдоль правого кра€ проезжей части со скоростью 60 км/ч. “ретий решает между ними проскочить на скорости 80 км/ч, двига€сь навстречу первому и попутно второму.  акова должна быть ширина проезжей части, чтобы маневр третьего автомобил€ был безопасен?

 ак выбрать боковой интервал

Ѕезопасный интервал от кра€ проезжей части до первого и второго автомобил€:

d = 0,35 + 0,005 * 60 = 0,65 м.

Ѕезопасный интервал между встречными первым и третьим:

= 1,0 + 0,005 (60 + 80) = 1,7 м

Ѕезопасный интервал между попутными вторым и третьим:

d = 0,7 + 0,005 (60 + 80) = 1,4 м.

¬озьмем ширину автомобилей по зеркалам 1,8 метра. »того:

0,65 + 1,8 + 1,7 + 1,8 + 1,4 + 1,8 + 0,65 = 9,8 м.

ћораль, если ширина дороги менее 9,8 метра, и при выполнении маневра водителем третьего автомобил€ произошло какое-либо ƒ“ѕ, в том числе бесконтактное, то третий и будет виноват.

—овсем упрощенно. ≈сли:

  • в результате сильного порыва ветра второй автомобиль начал смещатьс€ влево;
  • его левое колесо попало в €мку и смещение увеличилось;
  • а водитель, выполн€€ п.10.1 ѕƒƒ, притормозил, и в результате торможени€ его еще немного сместило влево,

то в столкновении с третьим на дороге шириной менее 9,8 метра виноват будет третий, шириной более 9,8 м – второй.

” нас есть категори€ водителей, котора€ «с мылом» пытаетс€ пролезть в любой промежуток между автомобил€ми, зачастую без соблюдени€ каких-либо интервалов. ¬ случае, когда их задевают другие водители, они с пеной у рта начинают доказывать, какие они мастера, что они ехали пр€мо и т. д. и т. п. но при этом забывают, что первопричина ƒ“ѕ – несоблюдение ими самими безопасных боковых интервалов.

ёрий ѕанченко известен как автор книги «¬одитель–инспектор. –азговор на равных» (издана совместно с интернет-сообществом «ёридическа€ грамотность автомобилистов») – книги, в которой в доступной форме объ€сн€ютс€ нюансы правовых отношений сотрудников полиции и р€довых автомобилистов в наших реали€х. ёрий €вл€етс€ также преподавателем автошколы, автоюристом и занимаетс€ выпуском иллюстративных материалов дл€ объ€снени€ ѕравил дорожного движени€.