В России есть тоска по сверхдешевым авто. Мы помним «Оку» и «жигули», по современным меркам почти бесплатные как при покупке, так и в эксплуатации. Да, к ним было много претензий, но все же они умели 95% того, что может современный гаджетмобиль за 2 млн рублей.
Может быть, из-за подобной тоски забавный «индус» по имени Bajaj Qute неожиданно всколыхнул русскоязычный Интернет. Микроб на агрегатах мотоцикла является одним из самых доступных четырехколесных авто в мире и грозится стать таковым и в России, когда осенью начнутся официальные продажи. Цена, правда, заявляется на уровне 250-300 тысяч рублей против 2000 долларов, что он стоит за границей. И тем не менее сегодня даже пустой Matiz дороже.
Bajaj Qute формально является квадроциклом, имеет мотоциклетный мотор мощностью 13-20 л.с. и максимальную скорость на уровне 70 км/час. Несмотря на размеры, едва превышающие Smart ForTwo, он имеет двухрядный салон и два места для хранения багажа: впереди и сзади. Для России Qute обещают оснастить печкой.
И все же несмотря на легкую эйфорию от «Кьюта», я в него не верю. Сверхдешевый авто сегодня невозможен, а если и возможен, вы не захотите его покупать. И вот почему.
Причина №1: нормативная
Время кустарей прошло: сегодня любой автомобиль удовлетворяет такому количеству нормативов, особенно в области экологии и безопасности, что одно только соответствие им закладывает в стоимость машины этак 100 тысяч рублей. Скажем, по экологии мы идем с пятилетним отставанием от Европы, но это все равно очень серьезный уровень. И все меньше среди нас авантюристов, согласных купить автомобиль, в котором можно погибнуть, сбив слишком крупного шмеля (о безопасности Qute).
В России нельзя игнорировать проблему климата и дорог: у нас не приживется автомобиль с полиэтиленовыми стеклами или подвеской на резиновых конусах (как первый Mini). Собственно, промоутеры Qute в России в первую очередь предлагают его бизнесу, например, на роль экскурсионного автомобильчика, чем в качестве личного транспорта.
Индийская Tata Nano должна была подорвать устои зажравшегося капиталистического автопрома и пересадить индусов с двух колес на четыре, после чего покорить мир. В реальности спрос оказался в 3,5 раза ниже ожиданий, и Nano так и не стала сенсацией. Как и в России, приставка «нано» нередко означает профанацию.
Причина №2: концептуальная
Сверхдешевые машины прошлого имели сверхкомпактные габариты и стоили меньше нынешних смартфонов за счет простоты конструкции и низкой металлоемкости. По сути, другого пути и нет. Однако сегодня даже те, кто занимается йогой и исподтишка сидит на гвоздях, не захочет в повседневной жизни втискивать себя в тарахтящее чудо размером с оригинальный Mini. Мы слишком хорошо живем и слишком хорошо о себе думаем, чтобы в самом деле сесть в дешевый автомобиль. Если уж начистоту, желая сверхдешевую машину, мы редко представляет себе ее реальное обличие, имея в виду, что за 100 тысяч готовы купить что-нибудь вроде «Рено-Логан», а не мотоповозку с посадочной формулой 1,5+1,5.
Причина №3: коммерческая
Выпуск по-настоящему дешевых машин невыгоден. Точнее, он выгоден при гигантских объемах сбыта, ведь тогда можно существенно экономить на постоянных затратах и стоимости компонентов. Но проблема в том, что раскрутить этот маховик почти невозможно, ведь в начале жизненного пути автомобиля спрос будет небольшим, что скажется на себестоимости и убьет единственный возможный плюс – низкую цену.
Для появления сверхдешевого автомобиля нужны не дай бог какие условия. Скажем, страна восстанавливается из руин, и существует гигантский неудовлетворенный спрос на дешевые колеса. И тут кто-то предлагает простое, но по-своему изящное решение транспортного вопроса, монетизируя постапокалиптический спрос на все, что движется. И если конструкция удачная, она может существовать в модифицированном виде десятки лет – именно такой путь прошел VW «Жук».
Сегодня же дешевая машина в России будет слишком уязвима к экономическому климату: если, скажем, премиум-марка может компенсировать рост цены металла за счет меньшей наценки на бренд, то там, где цена и так висит на скелете себестоимости, срезать уже просто нечего.
Smart: трудный проект сверхмассового автомобиля. Попытка сделать машину компактной, но удовлетворяющей современным требованиям, сделала цену существенно выше ожиданий публики. «Смарт» спасает в основном теснота европейских городов, налоговый режим и «зеленая паранойя».
Причина №4: маркетологическая
Время сверхдешевых машин прошло, когда люди перестали покупать автомобили раз и на всю жизнь, то есть когда окреп вторичный рынок. Ведь если у человека нет денег на автомобиль за 300-400 тысяч, он с большой вероятностью выберет машину такого же уровня, но в 3-5-летнем возрасте, чем сядет в микролитражку только потому, что она новая. Сверхдешевый автомобиль будет иметь все те же минусы, которыми попрекают автомобильных геронтофилов, включая низкую безопасность, ресурс и надежность. При этом подержанная машина окажется как минимум крупнее, солиднее и эргономичнее, поэтому ниша сверхдешевых авто сегодня в принципе исчезающе мала.
Причина №5: социальная
Казалось бы, раз дешевая машина неинтересна для бизнеса, то почему бы подобный проект не реализовать с господдержкой? На самом деле слишком доступный автомобиль в конечном итоге создаст больше проблем, самая очевидная из которых – неадекватный рост автомобилизации. Увеличение травматизма на дорогах, ухудшение экологичности, проблема брошенных машин – все это ждет общество, поставившее низкую цену в приоритет. И тем, кто не может себе позволить личный автомобиль, государство должно предлагать альтернативу в виде бюджетного такси, общественного транспорта или велодорожек, а не капсулу смерти с местом на кладбище в подарок.
Так что по цене 300 тысяч рублей Bajaj Qute если и будет продаваться в России, то в объемах меньше уровня погрешности. Впрочем, остается открытым вопрос о его судьбе, если бы цена составила заявленные 2000 долларов...
Опрос результаты
Фото: Фото производителей и автора