Вы уже получали «автоматический» штраф за пересечение стоп-линии на запрещающий сигнал светофора? Если нет – то вы, вероятно, достаточно грамотный водитель, хорошо чувствующий обстановку на дороге. И все же не расслабляйтесь: системы видеофиксации могут подловить даже на невынужденном нарушении. Периодически к нам обращаются читатели, недовольные штрафами, и коль скоро умные учатся на чужих ошибках, давайте составим небольшой рейтинг самых популярных невынужденных нарушений стоп-линии.
Бампер, номер и колеса
Почему-то некоторые считают нарушением лишь наезд на стоп-линию колесом, а если над ней нависает лишь «нос» автомобиля, они спокойны. Но взгляните на ситуацию глазами бездушной камеры видеофиксации: она понятия не имеет, где у вас там колеса и сколько их. Ее интересует передняя часть, где висит номерной знак, и если он оказался дальше стоп-линии, нарушение фиксируется.
Примечание на полях: но все же, господа, не нужно останавливаться в пяти метрах от стоп-линии. Должно же, черт возьми, быть чувство габаритов – или вы паркуетесь с такими же зазорами?
Докатиться до штрафа
Довольно характерно для машин с «автоматом»: остановиться до стоп-линии, а затем медленно и незаметно докатиться до нее. Ну отпустил случайно тормоз – бывает. И я, и даже инспектор ДПС вошли бы в положение и вместе посмеялись над этой совершенно безобидной нелепостью, но камера фиксирует любое пересечение, и плевать ей на тип вашей коробки передач.
Про скорострелов
Мало остановиться до стоп-линии: у нее нужно выстоять до окончания запрещающей фазы. Раннее троганье с места, например, на желто-красный сигнал приравнивается к незаконному пересечению стоп-линии. И в этом есть смысл: на регулируемых перекрестках аварии чаще всего возникают при смене фаз, когда «скорострел» таранит «опоздуна», стремящегося успеть на желтый.
Кстати, про желтый…
Больная тема, поскольку внятного ответа на вопрос, когда именно камеры закрывают свои окуляры на проезд стоп-линии под желтый, я не получил даже от ГИБДД. Вот чем руководствуюсь лично я.
На перекрестках с камерами желтый, как правило, не загорается внезапно – ему предшествует мигание зеленого (2-3 секунды), а иногда и обратный отсчет светофора. И во всех смыслах пора уже относиться к желтому, как к однозначно запрещающему (к сожалению, п. 6.14 делает исключение, которое вносит некоторую сумятицу в этот вопрос).
Если желтый в самом деле загорелся неожиданно для вас, и вы летели полным ходом без возможности плавной остановки, настройка камер такова, что при проезде перекрестка в этом случае у вас, скорее всего, не будет штрафа – обычно камера начинает отсчет «штрафного» времени с момента включения красного. А вот если вы остановитесь за стоп-линией, проехав ее на желтый, штраф может быть, если камера зафиксирует ваше движение между стоп-линией и перекрестком при включении красного.
Сказать наверняка, будет штраф или нет, сложно, потому что это зависит от настройки конкретного объекта. Но в целом старайтесь не создавать ситуации, при которых вы пролетаете стоп-линию на желтый, а потом передумываете проезжать перекресток. При соблюдении скоростного режима в городе это не так сложно.
Длинные перекрестки
Камеры нередко ставят на перекрестках-исполинах, где от стоп-линии до пересечения может входить этак пяток автомобилей. Бывает, что такие перекрестки усугублены трамвайными путями и перегружены.
И вот вы пересекли стоп-линию на «молодой» зеленый, но так долго стояли в очереди к самому перекрестку, что проехать его на разрешающий уже не успели. Что делать?
Варианта, по большому счету, два: если ваш автомобиль уже сунул нос на сам перекресток (а мы помним, что его граница идет по скруглениям проезжих частей), то вы имеете право его проехать в намеченном направлении, пользуясь временным приоритетом перед теми, кто должен ехать в следующую фазу. И если такой маневр безопасен, то пожелаем вам удачи.
А вот если вы уже за стоп-линией, но перекрестка не достигли или его проезд слишком рискован, лучшее, что вы можете сделать – замереть до включения красного. Я подчеркиваю – до. И желательно не на пешеходном переходе.
Внимательнее со стрелками
У «стрелки» (дополнительной секции светофора) нет желтого, и хотя она тоже мигает перед выключением, запас на ошибку в целом меньше.
А еще, стоя для поворота направо или налево, можно рефлекторно поехать с основным потоком, хотя стрелка еще погашена. Камеры же настраиваются отдельно для разных секций светофора и хорошо осведомлены, с какого ряда и в каком направлении можно двигаться в данным момент. К слову, все больше камер умеют наказывать, например, за поворот направо из некрайнего ряда, где это запрещено.
Если стоп-линии не видно…
Это, пожалуй, самый больной вопрос, который ставит под сомнение оправданность штрафов в ситуациях, когда стоп-линия не целостна или не контрастна. В России, к сожалению, такое случается повсеместно: то снегом разметку закроет, то из-за колейности она превратится в пунктир.
Формально полным аналогом стоп-линии является соответствующая табличка «Стоп» (не путать со знаком «Движение без остановки запрещено»), поэтому при отсутствии или невидимости стоп-линии водители должны ориентироваться на табличку.
Проблема в том, что на широких дорогах ее не так уж здорово видно из левых рядов, а порой ее закрывают большегрузы и маршрутный транспорт. И по справедливости стоило бы оправдать водителей, которые заступили за невидимую стоп-линию при невозможности разглядеть табличку. К сожалению, уже были прецеденты, когда водители получали подобные штрафы и даже в суде не могли доказать свою правоту. Особенно если табличка все же была видна в просветах между большегрузами в правом ряду.
Если вы любите сутяжничать, можно попытаться отстоять свою правоту. Если же нет, то стоит научиться видеть даже полустертые стоп-линии и особенно таблички «Стоп». Пусть ваш глаз выхватывает их из общего визуального винегрета так же, как знаки «Обгон запрещен» или «Односторонняя дорога» – такая привычка сэкономит вам деньги и время.
Кстати, по ГОСТ Р 52289-2004 стоп-линия и соответствующая табличка рисуется на расстоянии 3-5 метров от светофоров на стойке (или 10-20 метров от висячих светофоров). Поэтому, если перекресток оборудован «наземными» светофорами, хорошей привычкой будет останавливаться от них на расстоянии, чтобы в него как раз помещался автомобиль чудака, который получит штраф с автоматической камеры.
Вместо послесловия
Меня самого раздражает изобилие оговорок в теме про стоп-линии. Но в ряде случаев многое зависит от настройки конкретной камеры и оценок инспектора, который просматривает видео нарушений перед окончательной выпиской постановления. Скажем, мы уже видели примеры, когда за плохо видимую (но все же видимую) стоп-линию водителя прощали, а в других похожих ситуациях наказывали.
В случае несогласия со штрафом водитель может обратиться в центр видеофиксации как лично, так и через Интернет, равно как может отстаивать правду в суде. Дело это если и не муторное, то как минимум небыстрое, поэтому лучше всего дать себе установку не попадаться камерам видеофиксации в принципе. Внимательным водителям, как правило, это удается.
Приходили ли вам штрафы за проезд стоп-линии на запрещающий?
Фото: Фото автора, видео с сайта Gibdd74.info