Авто Город Отставка Виктора Кирьянова

Отставка Виктора Кирьянова

7 декабря 2015 года депутат Госдумы Александр Хинштейн в своем микроблоге в «Твиттере» сообщил, что замглавы МВД России по безопасности на транспорте генерал-полковник Виктор Кирьянов подал в отставку. Чтобы понять ее причину, достаточно сравнить, с чего начиналась работа Кирьянова в центральном аппарате МВД и что предшествовало ее окончанию.

На первые роли в ГАИ Виктор Кирьянов был выдвинут из Санкт-Петербурга в начале 2000-х. Сначала он возглавил ДПС, а затем и ГИБДД в целом. Его перевод в Москву совпал со вступлением в силу нового Кодекса об административных правонарушениях. И первым весомым достижением ГАИ при Кирьянове стала борьба с выездами на встречку.

Например, в п. 9.2 ПДД в то время было записано: «На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре полосы или более, запрещается выезжать на сторону дороги, предназначенную для встречного движения». По новому кодексу выезд на полосу встречного движения карался штрафом от 300 до 500 руб. или лишением права управления на 2 месяца. ГАИ резюмировала: при повороте налево и развороте на многополосной дороге водитель пересекает встречную полосу, и, следовательно, имеет место выезд на полосу встречного движения, что влечет лишение прав на два месяца. Разворачиваться и поворачивать налево без угрозы быть лишенным прав ГАИ разрешила только на перекрестках.

Чтобы вы окончательно поняли, о чем тогда шла речь, представьте, что вы едете к себе домой. Дорога неширокая, но при желании на ней «с мылом» могут разъехаться два попутных и два встречных автомобиля, то есть в понимании ГАИ дорога уже многополосная. Если вы поворачиваете налево во двор через встречные полосы, то лишаетесь прав на два месяца. Наличие или отсутствие знаков или разметки никакой роли не играли.

Отголоски подобной трактовки правил и КоАП слышны до сих пор. Например, разворот по малому радиусу, движение задним ходом по одностороннему движению, нечеткий выезд с пересечения проезжих частей и т.д. и т.п.

Когда ГАИ начала фабриковать дела на водителей за выезд на встречку, мировые судьи, идя навстречу ГАИ, все-таки руководствовались законом и без отягчающих обстоятельств давали минимальное наказание – штраф 300 руб. Я не знаю точно, кто именно из состава ГАИ к кому именно из руководства судов и на каком уровне обращался. Но суть претензии был в следующем: мы ловим водителей, а вы их отпускаете. Мировых судей так прижали, что основным в наказании водителей стал принцип: инспектор сказал – судья сделал. Тем более если дело касается пьяных водителей.

Первый звоночек для Виктора Кирьянова прозвучал 11 сентября 2015 года, когда Верховный суд рассмотрел очередную жалобу по рядовому делу, связанному с состоянием опьянения. На медицинском освидетельствовании врач в полном соответствии с инструкцией провел два замера алкотестером, который показал 0,25 мг/л и 0,27 мг/л алкоголя в выдыхаемом водителем воздухе. Состояние опьянения водителя было установлено.

Суды всех уровней признали результаты медицинского освидетельствования и наказали водителя. Но он настойчиво утверждал, что алкотестер у врача среагировал на лекарство «Гексорал», а сам он абсолютно трезвый, что подтверждается справкой из наркологии, где он прошел добровольное освидетельствование через 1 час 30 минут после медицинского.

С вероятностью 99,99% рассмотрение жалобы в Верховном суде должно было закончиться ее отклонением. Вердикт Верховного суда: все постановления в отношении водителя отменить, так как за 1 час 30 минут уровень алкоголя не мог упасть до нуля. Мир после прочтения постановления Верховного суда должен был перевернуться, но я специально посмотрел в окно – земля и небо были на месте.

22 октября 2015 года – новое постановление Верховного суда по пьяному делу. Дело типичное и банальное: водитель с друзьями выпивал в автомобиле и никуда не ехал, а «злобный» инспектор утверждает, что водитель управлял автомобилем в состоянии опьянения. Судьи всех уровней, естественно, поверили инспектору и критически отнеслись как к словам водителя, так и к показаниям двух его свидетелей. Так было всегда.

Верховный суд постановления отменил, поскольку суды не мотивировали, почему инспектору верить можно, а водителю и свидетелям нельзя.

Теперь становилось понятным, что в отношении дел, по которым граждан выставляют «пьяными водителями», начинаются серьезные изменения. Приведу еще одно постановление, вынесенное Верховным судом накануне отставки Кирьянова.

Водитель, «приняв на грудь», возился с КАМАЗом, чем очень достал соседей, и те вызвали ДПС. Инспектор установил со слов «доброжелателей», что водитель проехал на КАМАЗе в состоянии опьянения 5 метров. Судьи лишили водителя прав, несмотря на то что корзина сцепления на КАМАЗе отсутствовала и находилась в ремонте, что подтверждено документально. Но неисправности не были препятствиями в наказании пьяных водителей. Так было всегда. Но Верховный суд постановления в отношении водителя отменил.

Вывод напрашивался сам собой. Принцип «инспектор сказал – судья сделал» перестал работать. В отношении водителей наметился коренной перелом в судебной практике.

Вторая причина ухода Виктора Кирьянова кроется в статистике. Возьмем, например, показатель количества ДТП с начинающими водителями. За первые девять месяцев этого года – сокращение на 33,8 процента! Несомненный успех. Но если вспомнить, что реформа автошкол провалилась, то хочется копнуть чуть глубже. И вот что выясняется.

Основная проблема при обучении начинающих водителей заключается в преодолении пределов, заложенных в человека на генетическом уровне. Миллионы лет человек бегал со скоростью, не превышающей 40 км/ч. Если скорость выше, то мозг человека не успевает соединять информацию, поступающую от органа зрения, с информацией, накопленной в памяти, то есть человек не успевает следить за окружающей обстановкой. Окончательно мозг адаптируется к скоростям выше 40 км/ч в среднем на втором-третьем году вождения.

Оригинальное решение, предложенное Министерством образования и поддержанное командой Кирьянова для преодоления генетических барьеров, состоит в том, что количество практических занятий (то есть занятий по вождению в автошколе) следует увеличить с 32 до 56 часов. Автодромы должны быть не менее 0,24 га и желательно автоматизированными. Плюс необходимое количество учебников и плакатов в классах занятий по теории. То есть здесь и кроются 33,8 процента? Нет.

Увеличение затрат на приведение материальной базы автошкол в соответствие с новыми требованиями прогнозируемо привело к мгновенному увеличению стоимости обучения, например, в Челябинске с 20 до 30 тыс. руб. И, как следствие, поток желающих выучиться на водителя резко сократился. Причем разговоры об увеличении стоимости обучения шли давно, и кто хотел выучиться задешево, сделали это заранее. Отсюда 33,8%.

Принятие экзаменов у кандидатов в водители собираются ужесточить. Это приведет к уменьшению количества новичков на дороге, соответственно, количество ДТП с ними вновь сократится.

Но через пару лет количество новичков на дороге вернется к обычным показателям и успешная статистика рухнет. Хотя если запретить обучение вождению вообще и закрыть все автошколы, то количество аварий с новичками сведется к нулю.

Число погибших на дорогах страны за январь-ноябрь текущего года сократилось на 15,1% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Несомненный успех. Но только ли усилия ГАИ привели к столь значительному снижению?

Давайте вспомним, что до 2014 года включительно автопарк страны активно обновлялся. А новые автомобили оборудованы не только АБС и ESP, которые помогают избежать ДТП, исправляя ляпы водителей. Сама конструкция современного автомобиля рассчитана так, что удары гасятся железом с тем расчетом, чтобы нанести минимум повреждений находящимся внутри людям. Конфигурация передка (бампер, капот, лобовое стекло) минимизирует возможные травмы пешеходов в случае наезда.

Напомню, что во время паники 16 декабря 2014 года доллар перевалил на торгах 80 руб., а евро – 100 руб. В то время народ предпочел потратить деньги в том числе и на новые авто, чем оставлять их в заначке, с которой непонятно что будет. Ожидается ли подобный всплеск продаж в будущем?

А в 2015 году из-за кризиса продажи транспорта резко сократились. Народ перестал менять старьё на новые, безопасные, напичканные электроникой автомобили. Если снижения количества погибших в ДТП в 2016 году не будет, то деятельность ГАИ не является решающей в обеспечении безопасности. А что будет в 2017 году и далее, когда начнется явное старение парка автомобилей?

Неизбежно начнутся неудобные вопросы, например, касающиеся автоматических камер: вложения есть, штрафы огромны, где безопасность и увеличение пропускной способности дорог?

Как говорится, уходить надо вовремя, уходить надо красиво, в зените славы. А преемнику Виктора Кирьянова останется разгребать авгиевы конюшни: на него обрушатся и статистика, и новые требования судей, и автоматические камеры...

Юрий Панченко известен как автор книги «Водитель-инспектор. Разговор на равных» (издана совместно с интернет-сообществом «Юридическая грамотность автомобилистов») – книги, в которой в доступной форме объясняются нюансы правовых отношений сотрудников полиции и рядовых автомобилистов в наших реалиях. Юрий является также преподавателем автошколы, автоюристом и занимается выпуском иллюстративных материалов для объяснения Правил дорожного движения.

Фото: Фото автора
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем